Альтернативное разрешение споров в Интернет

По своей сути любая процедура АРС представляет собой комплексный информационно-коммуникационный процесс передачи, сбора, обработки, накопления, поиска, анализа и хранения информации. При этом специфика той или иной процедуры определяется характером и степенью участия лиц разбирательства (сторон, нейтральных лиц) в управлении указанными информационными процессами.

Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий в процедурах электронного разрешения споров (ЭРС) позволит обеспечить доступность защиты, что особенно актуально для России в связи с ее географическими особенностями - труднодоступными местностями, огромными территориями, а также отдельных категорий граждан, которые в силу ограниченности физических возможностей (нахождение в больнице, инвалидность и др.) не могут находиться непосредственно на месте разрешения спора. Мгновенность передачи сообщений посредством сети Интернет позволяет сделать ту или иную процедуру более эффективной, разрешать разногласия в течение нескольких дней, часов и даже минут, что особенно актуально для современного уровня развития делового оборота, сферы предпринимательских отношений, где действия (например перевозки железнодорожным транспортом) зачастую скоординированы с точностью до минут. Эффективности процедур ЭРС будут способствовать и удобства, предоставляемые новыми технологиями: отсутствие необходимости совершения длительных и дорогостоящих поездок посредством предоставления возможности участия в урегулировании разногласий в любое удобное время, в любом месте (в том числе в самолете, поезде, автомобиле), с любого компьютера в мире, подключенного к сети, что корреспондирует мобильности современного общества (частые командировки, туристические поездки и т.п.). Взаимодействие посредством сети Интернет предоставит возможность знакомиться с заявлениями оппонента и отправлять сообщения в нормальное (удобное) для каждого из участников разбирательства время.

Одной из наиболее распространенных процедур урегулирования разногласий посредством использования информационных и коммуникационных технологий являются электронные переговоры "electronic negotiation" ("электронные переговоры"), "online negotiation" ("онлайн переговоры"), "cyber-negotiation" ("киберпереговоры")) - непосредственное урегулирование сторонами разногласий, не предусматривающее участия нейтрального лица в достижении взаимовыгодного соглашения. По форме взаимодействия участников электронные переговоры подразделяются на прямые и автоматизированные.

Первая разновидность электронных переговоров - прямые переговоры ("direct negotiation" ("прямые переговоры"), "facilitated negotiation" ("организованные переговоры")). Они отличаются от своего невиртуального аналога лишь коммуникационным аспектом: взаимодействие сторон осуществляются посредством, как правило, электронной почты либо веб-сайтов поставщиков ЭРС-услуг. По данным австралийских исследователей около 15 ЭРС-сайтов предоставляли возможности проведения прямых электронных переговоров, среди них - SquareTrade, Online Confi dence, ECODIR, The Claim Room, Online Resolution и Resolution Forum.

Вторая разновидность электронных переговоров - автоматизированные переговоры ("automated negotiation") - представляет собой форму урегулирования разногласий посредством использования системой электронного разрешения споров соответствующего математического алгоритма.

Следующая разновидность процедур электронного разрешения споров - электронное посредничество ("electronic mediation" ("электронное посредничество"), "online mediation" ("онлайн посредничество"), "cyber mediation" ("киберпосредничество")) - урегулирование разногласий посредством достижения взаимовыгодного соглашения, предусматривающее содействие нейтрального лица. По своей сути электронное посредничество аналогично традиционному, специфика состоит лишь в коммуникационном аспекте.

Процедура электронного посредничества обычно происходит следующим образом. Заявитель заполняет конфиденциальную форму на сайте провайдера. Администратор сайта связывается с респондентом в целях получения его согласия на участие в процедуре. После установления "виртуального" контакта процедура электронного посредничества аналогична традиционной медиации: стороны выбирают посредника, согласовывают основные правила процедуры, затем посредник предлагает каждой из сторон изложить свое видение проблемы, в целях уточнения и прояснения деталей задает вопросы. В случае урегулирования оформляется соглашение.

В ходе процедур электронного посредничества посредник контактирует как сразу с обеими сторонами, так и с каждой по отдельности. В этих целях устанавливаются виртуальные закрытые пространства: одно - для общения между инициирующей стороной и посредником, другое - между посредником и противоположной стороной, третье используется для взаимодействия обеих сторон с медиатором.

Услуги электронного посредничества предоставляют свыше пяти десятков ЭРС-сайтов, наиболее известными из которых являются Internet Neutral, eNeutral, eMediator, SquareTrade, Resolution Forum, Online Resolution, WebMediate, Dispute Manager, e@dr, JAMS, ECODIR и Mediation Arbitration Resolution Services (MARS).

Следующий вид электронных процедур - предварительная независимая оценка обстоятельств дела ("case appraisal"). Включает в себя два подвида - экспертную оценку ("neutral evaluation") и пробные судебные разбирательства ("mock trials"), разновидностью которых, по мнению некоторых исследователей, является виртуальный суд присяжных ("virtual jury"). Независимая экспертная оценка - обращение к нейтральному лицу (лицам) из списка, предложенного ЭРС-провайдером, в целях получения рекомендации по поводу выхода из возникших разногласий и оценки возможных исходов разрешения дела в судебном порядке.

Автоматизированные переговоры ("automated negotiation", "assisted negotiation", "mediated negotiation", "technology-facilitated negotiation", "online settlement", "automated settlement", "blind-bidding", "blind negotiation", "electronic settlement negotiation") представляют собой форму урегулирования разногласий (преимущественно денежных) посредством использования системой электронного разрешения споров соответствующего математического алгоритма. Разрешение споров посредством автоматизированных переговоров зародилось и на сегодняшний день наиболее распространено в США. По данным исследователей, уже к 2002 г. общий размер урегулированных разногласий посредством автоматизированных переговоров в одной только сфере страхования США составил 15 млрд долл.

Первым возможность разрешения споров посредством автоматизированных переговоров предоставил созданный в июне 1998 г. американский сайт Cybersettle (www.cybersettle.com). За сайтом Cybersettle последовал созданный через год - в июне 1999 г. - сайт ClickNsettle. На сегодняшний день услуги автоматизированного разрешения споров предоставляют порядка двух десятков сайтов, в числе которых наряду с американскими Cybersettle и ClickNsettle, Mediation Arbitration Resolution Services (MARS), Settlement Online, 1-2-3 Settle, SettleOnline, WebMediate, ODRWorld имеются европейские Intersettle, e-settle.com.uk, WeCanSettle, The Claim Room, сингапурский Dispute Manager и др.

Суть рассматриваемой процедуры заключается в том, что на начальном этапе сторона (стороны) определяют разницу сумм их запросов и предложений, при которых система автоматически должна будет урегулировать разногласия, а затем вводят свои запросы и предложения. В случае достижения установленной разницы сумм система автоматически урегулирует спор (чаще всего - посредством разделения разницы величин пополам).

Конкретные требования к разнице сумм предложений и запросов, допустимое количество раундов устанавливаются правилами конкретного ЭРС-провайдера. Количество запросов и предложений (так называемых раундов) может быть как неограниченным, так и ограниченным (посредством определения провайдером их конкретного количества - чаще 3-5 либо истечением определенного периода времени). Разница сумм урегулирования может устанавливаться конкретной суммой, процентным соотношением сумм запроса и предложения (чаще - 10-30%) либо определяться каким-либо иным образом. Иногда устанавливается, что величина суммы каждого последующего запроса и предложения должна быть меньше (больше) на какую-то величину (например не менее 5%).

В зависимости от правил используемой системы запросы и предложения вводятся либо все сразу, либо последовательно (поочередно), т.е. после ввода соответствующей суммы запроса либо предложения противоположной стороной и их сравнения ЭРС-системой. Как отмечают исследователи, первая форма способствует более быстрому урегулированию, поскольку последовательность введения сумм при втором типе автоматизированных переговоров приводит к ряду неудобств и затягиванию процедуры, так как в целях получения извещения от ЭРС-провайдера о результатах каждого раунда сторонам через какие-то промежутки времени нужно вновь и вновь заходить на сайт до тех пор, пока спор не урегулирован.

Автоматизированные переговоры могут проходить по "открытой" либо "закрытой" модели. Условия "открытой" модели предусматривают возможность ознакомиться с предложением (запросом) другой стороны, но зачастую лишь после того, как сделан собственный запрос (предложение) в ответ на интересующее предложение (запрос). По правилам же "закрытой" процедуры ни одна из сторон не получает информации о предложениях (запросах) другой стороны: участники вводят суммы своих запросов (предложений), не зная о размере суммы запроса (предложения) другой стороны; единственная информация, выводимая при этом на экран, представляет собой предложение ввести следующее число либо сообщение о достижении соглашения. В связи с распространенностью данной модели автоматизированные переговоры иногда называют переговорами "вслепую" ("blind-bidding"). Цель, преследуемая "закрытой" моделью, направлена на побуждение сторон к более реалистичным взглядам на конфликт. Кроме того, "переговоры вслепую" снимают основное препятствие в процессе осуществления переговоров - проблему "потери лица" в случае принятия первого шага к уступкам.

Исходя из того, что информационно-коммуникационные технологии создавались с целью предоставления оптимальных возможностей передачи, обработки, хранения информации, следует, что их внедрение в механизмы разрешения разногласий будет способствовать эффективному осуществлению деятельности по разрешению споров. Информационные технологии, позволяющие быстро передавать и обрабатывать информацию: по своей природе, несомненно, являются союзниками разрешения споров.

Если стороны намерены оперативно решать спор в процедуре посредничества, они должны согласовать регламент (сроки; условия), которым они должны следовать. Для этого, к примеру, ознакомившись с «Соглашением о подготовке к проведению процедуры медиации с использованием электронной почты», сторона или стороны конфликта могут направить медиатору заявление по форме, размещенной в разделе сайта mosmediator.narod.ru - АРС на сайте


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: