ЛК продолжение темы

Неофрейдизм:

Карл Густав Юнг ученик Фрейда, он осуждал Фрейда за увеличение роли либидо в бессознательном, по его мнению это частный случай самосохранения. Критикует так же за признание индивидуального бессознательного. Вводит понятие "коллективного бессознательного" (КБ), считает что это первичная основа бессознательного, и на ее фоне формируется "индивидуальное бессознательное". Происхождение "коллективного бессознательного" не объясняется. КБ - это то что отличает и объединяет нацию. Складывается оно в течение миллионов лет и изменяется очень медленно.

КБ наследуется биологически, хотя механизм по Юнгу не понятен. Коллективное бессознательное лежит в основе архетипов (некие образы и представления, не все их точно можно описать и дать представление. Например: мать сыра земля - представление о родине; архетип героя (ярко выраженная окраска)).

Архетипы выражаются в языке, мифологии и искусстве. Архетипы - это собрание коллективного опыта (кладезь). Они очень важны для народа. Особое внимание Юнг уделил вопросу подавления архетипов, говорит о том, что активно начали подавлять их в новое время. Процесс секуляризации, человек свое внимание направляет на улучшение жизни с помощью науки, разума.

Юнг называл фашизм массовым психозом. Причина массовых психозов - западный путь развития. Восточный путь развития наоборот поддерживает коллективное бессознательное в ущерб личностному началу. По мнению Юнга может сущ-ть и третий путь развития, сочетающий в себе КБ и рациональность.

Эрик Фромм был учеником Фрейда, покинул Германию. Соединил идеи Фрейда с идеями марксизма. Главный недостаток в фрейдовской теории в том, что она игнорирует социальный фактор. По мнению Фромма, бессознательное имеет не только биологическую, но и социальную природу.

Фром вводит термин "социальный характер".

накопительский характер - накопление материальных благ;

эксплуататорский характер - появляется с появлением государства;

садистский характер, мазохистский характер - проявляется в стремлении к власти;

….

Элементы разных типов характеров могут сочетаться. Фромм проводит анализ характера известных личностей (работа "Гитлер").

Социальный характер во многом определяет человека. В своей известной работе "Бегство от свободы", объясняет появление фашизма, тоталитарных режимов. Распространение тоталитарных режимов связывает с сочетанием накопительского и садистского характера. Тоталитарные режимы создают люди своими усилиями.

"Иметь или быть" описывает две основные жизненные стратегии. Первая стратегия "иметь" направлена на накопление чего-либо, это результат отчуждения, "быть" - самореализоваться с другими людьми.

22.10.2012 ЛК ТЕМА: "Феноменалогия."

Э. Гуссерель (1859-1938) немецкий психолог, математик, философ.

Впервые свои идеи выразил в работе 1901 "Логические исследования." Вводит термин: "феноменология", название этому направлению дал метод феноменологический, который Г. разрабатывал как универсальный.

Г. выступает против психологизма в гносеологии, т.е. против убеждения, что любой познавательный акт и истина - субъективны. Примером науки ориентированной на истину является математика. Современное состояние которой ученного не устраивает, потому что современная математика направлена не на поиск истины, а на решение отдельных задач. Предметом математики является истина. Рассуждая о природе математической истины Г. полностью отрицает её эмпирическое происхождение (истины математики не могут быть взяты из опыта, поскольку носят абсолютный характер). Кроме того истинные математики не зависят не от индивидуального не от коллективного субъекта (установлены не человеком, не человечеством). Таким образом истины математики в опыте только воплощаются, хотя это не обязательно. Сама по себе математика наука не о числах, о предельно общих связях в мире, которые могут быть выражены в числовой форме, или форме соотношений. Математика - знание безпредпосылочное. Истины математики открываются путем интуиции. Непосредственное усмотрение истины и процесс, не имеющий всеобщего характера.

Платоновская идеяо существований мира "эйдосов" (вечного и неизменного, знания из которого человек вспоминает) и идеи Декарта который источником математических истин полагал врожденные идеи заложенные человеку Богом.

"Царство истин" включает в себя не только математические истин, но и основополагающие истины всех других наук. Скорее всего эти истины только частично открылись человеку, но не смотря на это выйти на опыт истина может только через человеческое сознание.

Задача феноменологии - создание чисто логического метода, который сможет использовать любая наука. Доступ в царство истины - закрыт, об истине можно судить лишь по обрывкам знания, которые есть у людей. Предметом изучения становится поток сознания в котором и проявляется интуиция. Феноменология является чистой наукой о сознании, никаким образом не касается физического мира совсем. Задача феноменологии - описание сознания.

Одно из главных качеств сознания - его направленность. Сознание направленно во вне, на окружающий мир. В сознание он превращается в "жизненный мир" (то какой мир в сознании). Жизненный мир его главное свойство захватывать человека и заглушать голос бытия. Истина приходит в сознание в виде смысла, короме этого в сознание содержится ощущение, основанное на биологической природе, эмоциональное состояние. Первый шаг метода, это отказ от этих ощущений и состояний - рефлексия. В результате констатируется наличие сознания и его содержание.

Сознание не имеет дело непосредственно с вещами, они даны человеку как " феномены сознания" - это одновременный, сочетающий в себе значимость и реальность момент сознания, в нем отражена вещь в целом, она одновременно в сознании реальна и наполнена смыслом. Таким образом Г. отрицает кантовское понятие "вещи в себе", считая что феномен в сознании раскрывается, таким образом смысл имеет языковую и предметную оболочку. Языковое выражение смысла полностью невозможно, даже мысль не существует в языке в чистом виде, потому что язык был придуман для обозначения наглядных предметов. Чтобы передать мысль другому человеку, особенно в науке, ученые вынуждены использовать аналогии, сравнения, примеры. Так и появляется математика (есть мысльее выражают с помощью разных числел и знаков).

Операция освобождения мысли от предметной языковой оболочки называется - "эпохе" (воздерживание от суждения, заключение мира в скобки), таким образом реальный мир отделяется от сознания.

Сознание должно встать на точку зрения стороннего наблюдателя, при этом игнорируется его интенциональность (направленность) и происходит сведение к чистому смыслу, или феноменологическая редукция (сведение). В чистом смысле можно увидеть основания феноменов. Таким образом разворачивается горизонт - истинный смысл каждой вещи. Таким образом раскрывается царство истин, которое должно быть выражено с помощью научного языка, либо с помощью эмпирических, понятных людям форм. Мир культуры создается именно таким образом. Со временем это несовершенное выражение истины становится частью жизненного мира. Новое поколение должно отказаться от этих идеи в попытке найти эти истины. Наиболее истинные знания находятся стоят знания древних.

К/Р СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ. НА ВТОРНИК ПОСЛЕ ПРАЗДНИКОВ. 20В. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИЯ.

26.10.12 ЛК ТЕМА: "СТРУКТУРАЛИЗМ"

Опирается и во многом уходит в философию позитивизма. Во многом структурализм стал реакцией на популярность экзистенциальность философии. Экзистенциализм признает универсальность человеческого выбора. Структурализм исходит из признания объективных и устойчивых отношений в системе, которые и называются структурами.

Структуры существуют в разных областях человеческой жизни (в языке, искусстве, истории идеи, социальной жизни).

Впервые структуралистский метод был разработан в рамках лингвистики. Основы этого метода:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: