1.10.2012
Материя ( по шопенгауэру ) - это способ объективации воли, в реальности она не существует.Использует Ш. для обозначения материального мира использует древнеиндийскую категорию - майя (буддийский термин), "покрывало обмана", иллюзия.
"Мир вокруг нас не существует, ибо он подобен сновидению" (Шопенгауэр). Реально только проявление воли.
Индивидуализм. Для человека существует лишь он сам, в глубине души все люди эгоисты. Другие нужны лишь для достижения своих целей. Мораль и т.п - придумки разума.
Пессимизм. Любая жизнь по Ш. - есть страдание, причина в том, что желания либо не достижимы, либо быстро исчезают. Бессмысленность жизни. Воля не имеет смысла.
Шопенгауэр: "Жизнь - хронически задерживаемое умирание."
Эстетизм (черта учения Ш.)для человека, осознавшего бессмысленность своего существования, есть два выхода:
1. отказаться от желаний (выход из под действия воли: а) эстетический - гений, в области искусства (гений может создать другой мир в своем произведении, люди под воздействием его выходят из подействия воли); б) освобождение под действием воли - аскетический (отказ от обычных человеческих стремлений, отказавшись от действия воли, человек приобретает душевный покой. "Нет воли - нет представления - нет мира. Перед нами остается только ничто." Шопенгауэр оказал больше влияние на философию Фридриха Ницше, но в отличии от остальных "философов жизни" Ш. отрицательно относится к воли и видит цель в человеческой жизни в отказе от неё.)).
Ницше (1844 - 1900) Умер в сумасшедшем доме. Повлиял на него Шопенгауэр (философские мыли), а так же античная философия и литература. По образованию - филолог. Главная идея философии Н. состоит в том, что в основе мира лежит воля к мощи (это жизненная энергия каждого человека и коллектива в целом). Первая работа, которая посвящена этому: "Рождение трагедии из духа музыки." Рассматривая античную культуру Н. находит в ней два противоположных начала: аполоновское и дионисийское. Дионисийское начало появилось раньше. Его выражает трагедия. Оно таинственное, темное, выражает стремление к жизни любой ценой. Основа его - борьба. Именно это начало (по Н.) выражает настоящую сущность жизни, у него нет никаких рамок, никаких законов. Порождает героев, которые стремятся чего -либо достичь. Соответствует эпоха героев.
Аполоновское начало: разумное, светлое, приукрашивает жизнь и появляется гораздо позже. Эпоха упадка, когда люди больше говорят, чем делают.
Циклы повторяются - идея вечного возвращения (дионический и вполонические)
8.10.2012 ЛК ТЕМА: "Философия жизни. "
Идея вечного обращения, идеи приходят и в дальнейшем подвергаются критике. По совам Ницше все идеи стоят одна другой. Н. видет следующий выход - идеал не надо выносить за пределы жизни, сделать волю целью жизни.
Озабочен идеей эволюции человека. Минус всех идеалов - остановка эволюции человека, как биологического вида. Главным инструментом возобновления эволюции человека он видит переоценку ценностей и введение новой морали. Пересмотреть: ценности христианские (главный минус христианства - поддержка убогих), осуждает идеи социализма (идеи равенства, "уравнивают не по лучшим, а по худшим").
Демократия - крайне вредная система (Ницше).
Если отказаться от этих ценностей то новая мораль должна привести к появлению сверхчеловека (новый биологический вид).
Сверхчеловек - не имеет никакой национальной природы.
Появление сверхчеловека в обществе создаст такие условия, что человек в обществе будет вынужден постоянно совершенствоваться.
Сверхчеловек результат эволюции, представитель аристократии (но не передается по наследству).
Аристократия - лучшая форма управления государства. Н. сравнивает с демократией (аристократия - власть львов, а демократия - власть лисиц).
Сверхчеловек стоит по мнению Н. над моралью (имморализм). Форма новой морали гласит: "Падающего толкни."
Ницше предлагает организовать общество по типу спортивной лиги.
"Философия жизни" в 20 в.
1. Освальд Шпенглер "Закат Европы".