Определение структуры языка без учета частных элементов

Определение структуры языка без учета географических социальных и исторических обстоятельств;

Определение структуры языка без учета его развития;

Впервые метод структуралистский применил Клод Леви - Стросс "Структурная антропология" материал он собрал, живя среди племен южно-африканских индейцев. Рассматривая социальную жизнь и менталитет этих народов, он обнаружил некоторые устойчивые структуры, проявляющиеся в разных сферах жизни. Одна из таких структур - бинарные оппозиции, допустим противопоставляются живое не живое, природа и культура. Используя этих структур, по мнению Л-С., представляет из себя язык культуры, который передает значимую информацию. Он считает, что первобытная культура сильно отличается от современной, причина в этом сохранение гармонии чувственного и рационального начала (после господствует рационализм).

Идеи Л.-С. продолжили многие европейские авторы. Один из них Ролланд Барт, используя структуралистский подход, изучал современного европейского общества. Вся культура - это текст, включая даже природный ландшафт, поэтому структурный анализ имеет неограниченное поле для применения. Особое внимание в этом отношении он уделяет изучению знаково - символической системы культуры. Работы посвещяны отдельному анализу отдельных элементов культуры (анализ рекламы, моды).

Мишель Фуко главная работы "Слова и вещи", в ней он рассматривает историю трех областей жизни: живого, историю экономики, историю языка. Находит в них общее: правило исследования и построение теории. Обнаружив их, он выделяет фундаментальные структуры цивилизации: эпистима, дискурс.

Эпистима "основополагающие коды любой культуры, управляющие ее схемами восприятия, её формами выражения и воспроизведения, её ценностями и иерархиями ее практик". В европейской истории Ф. выделяет 3 эпистимы в основе которых понимание соотношения слов и вещей:

- возрожденческая эпистима, предполагала сходство слов и вещей;

- классическая (в новое время), считает слова репрезентацией вещей;

- современная (20в.) когда соотношение слов и вещей опосредованно историей;

Эпистимы находятся вне сознания человека, их движущие силы язык и сама жизнь. Они определяют способ познания и его возможности. Ф. говорит о том, что человек не играет роль в культуре, не её центр, будущее не связанно ни с человеком, ни с гуманизмом ("смерть человека").

29.10.12 ЛК ТЕМА: "СТРУКТУРАЛИЗМ"

Дискурс - сам термин восходит к идеям Вильгильштейна и представляет и себя совокупность знаков, а так же предложений и суждений, подчиненных общим правилам формулировки. Как писал сам Фуко дискурс - "языковая форма", его создает дискурсивная формация, т.е. определенные правила существующие в языке. В этом смысле дискурс

историчен. Дискурс формирует дискурсивные практики, т.е отдельные элементы языковых реальностей, их создает в целом общество, а не отдельный человек. Поэтому они существуют во времени и в пространстве. Поздние работы Фуко отходят от структурализма и посвещяны в основном вопросам этики, эстетики. Философия Фуко оказала сильное влияние на постмодернискую философию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: