Рассуждая о том, что полезно, сторонники прагматизма считают полезным то, что ведет к успеху.
"Франкфуртская школа" - эта школа возникла в 30-е годы на базе Франкфуртского института социальных исследований. Ученные работающие в этом институте опирались на идеи марксизма, фрейдизма и философии жизни. В 1933 году из-за сторонничества марксизма весь институт вынужден был эвакуироваться во Францию, затем в США. После войны в 1949 году институт был восстановлен во Франции. Представителем этой школы является Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Гербер Маркузе, Юрген Хабериас (ученик Маркузе). Главная идея шк.: создание критической теории общества, считали что ни одно общество не совершенно. Сформулировали - "диалектика просвещения." Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно. По мнению ученных современная европейская цивилизация закономерна в своем развитии от древней Греции пришла к тоталитарному режиму. Причиной этого является господство идеи разума. Разум, они считают, возник в тот момент, когда человек разделил природу и сущности. В дальнейшем человек стремится узнать сущность, чтобы управлять явлениями.Начиная с нового времени главная цель разума - господство разума и упорядочение всего. Эта идея сама по себе тоталитарная. С точки зрения разума: все что имеет природное начало (нелогичное, беспорядочное) является материалом. Идея эксплуатации и извлечения пользы является продолжением тоталитарной идеей разума. Постепенно, осваивая все новые сферы природы, разум переходит к эксплуатации человека, затем начинает рассматривает человека как материал (Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно говорят: рассмотрение человека как материал приводит к появлению контрационных лагерей).
26.11.2012 ЛК ТЕМА: "ФИЛОСОФИЯ НАУКИ." (самостоятельно)
Это современное направление, которое вырастает из неопозитивизма. Ключевой фигурой является Карл Поппер. Главная проблема философии науки:
- проблема развития научного знания.
Проблема центральная для объекта. В рамках этой проблемы философия науки развивается в 3х осн. направлениях:
1) методологическая проблематика (Декарт и Бекон - основатели методологии в философии);
2) направление рассматривающее особенности науки как специфической сферы деятельности (например: вопросы науки и этики);
В рамках этих направлений рассматриваются вопросы формирования научной картины мира. Рассмотрение детерминизма (всеобщие причинно-следственные связи).
Вопросы динамических и статистических закономерностей.
Соотношение эмпирического и теоретического знания. Разрабатывая методологию философы науки обосновали процедуры или методы оформления научного знания в теории (верисификация, фальсификации разработана Поппером).
Парадигмальная модель научного знания. Понятие парадигма в науку было введено философом Томосом Куном.
Основные понятия философии науки:
- знание;
- познание;
- наука (- форма духовной деятельности людей направленная на производство знания, непосредственно целью имеющая постижение истины. Наука одновременно обозначает процесс и его результат.)
Знания научности не единственные, кроме них можно выделить такие как религия и мифология - производят знания в символической форме, и искусственно-образные формы. В отличии от них наука носит понятийную форму (понятия).