Кругооборот благ и денежных ресурсов

Модель экономического кругооборота имеет важное значение не только для понимания механизма функционирования рыночной экономики, но и для исследования специфики функционирования различных экономических систем.

Создание эк. благ важно не само по себе, они нужны для удовлетворения потребностей человека, т.к. это является целью функционирования экономики. Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Систему потребностей можно рассматривать с разных точек зрения:

1. Потребности под­разделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к кото­рым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.).

2. Потребности в зависимости от их субъекта (потребности отдельного человека, коллектива, общества).

3. В зависимости от формы эк. блага (потребности в материальных продуктах и услугах).

4. В зависимости от фактора времени (краткосрочные и долгосрочные).

5. В зависимости от объема удовлетворения:

- абсолютные, выражающие потребительную силу общества (максимальный объем освоенных производством благ, который мог бы быть потреблен обществом, если бы был в наличии);

- действительные (которые могут и должны быть потреблены при оптимальном ходе воспроизводства);

- подлежащие удовлетворению (которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с учетом отклонений от оптимума);

- фактически удовлетворяемые.

В рыночной экономике подлежащие удовлетворению эк. потребности выступают в форме платежеспособного спроса, а фактически удовлетворяемые – в форме удовлетворенного спроса.

(иерархия потребностей)

Историю эк. цивилизации можно представить как процесс формирования и реализации индивидуальных и институциональных потребностей. В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности, изменяется их структура, развивается взаимозаменяемость. Непрерывное возрастание потребностей подтверждается многочисленными фактами из эк. истории. В течение каждых 10 лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в 2 раза. Эта историческая закономерность получила название – закон возвышения потребностей.

Структура потребностей во многом зависит от уровня доходов населения как в целом, так и отдельных его групп. Еще в 19 в. прусский статистик Э. Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода его доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается (и наоборот).

Потребности – это еще не спрос, но нет спроса без потребностей. Поэтому каждый предприниматель обязан знать, на удовлетворение какого объема и какой структуры потребностей он может направить свой бизнес. Необходимо всегда знать, где та ниша неудовлетворенных потребностей, которую он может заполнить продукцией своего предприятия.

Т.к. потребности меняются, важно не только рассчитывать текущие потребности, но и уметь прогнозировать потребности в будущем.

Экономические блага создаются в процессе производства. Производство представляет собой процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически производство прошло длинный путь от создания простейших продуктов до изготовления сложных технических комплексов и вычислительных машин.

Одним из наиболее употребляемых терминов в учебной литературе общеэкономического профиля является термин «фактор производства» или просто «фактор». В экономике факторы производства (economic resources) это все то, что, участвуя в производственном процессе, создает, делает, производит товары и услуги. Экономисты начала XIX в. выделяли три фактора производства – землю, труд и капитал.

Под землей понимается и собственно земля с присущим ей плодородием, и запасы минерального сырья, и лес, и вода со всеми их природными богатствами – словом, вся та нерукотворная среда, в которой обитает человек.

Труд включает в себя все виды человеческой деятельности, используемые в производстве.

Капитал – это все, что используется в производстве, но не является ни землей, не трудом, т.е. созданные человеком средства производства, орудия труда, сырье материалы и т.д. Такой капитал часто называется реальным в отличие от капитала финансового (денег и близких к ним финансовых инструментов – таких, как акции, облигации и т.д.).

В конце XIX в., экономисты выделили четвертый фактор производства – предпринимательство, т.е. деятельность по организации работы факторов в производстве некоторого товара, связанную с принятием на себя риска и ответственности за экономические результаты производства.

А уже в ХХ в. к ним добавили такие факторы как информацию и время.

Что же является ресурсами производства? Ресурс можно определить как конкретное воплощение данного фактора. Если термин «фактор» используется для обозначения агрегированных понятий (труд, капитал и др.), то термин «ресурс» применяется для обозначения более конкретных понятий (станок, один из работников и т.д.). Если же степень агрегирования не имеет значения, то оба термина применяются равнозначно, т.е. как синонимы.

Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные спо­собности человека, имеющиеся в его распоряжении средства про­изводства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом.

Наличные ресурсы, которые мы хотим использовать, как пра­вило, ограничены, во всяком случае, их меньше, чем необходимо для удовлетворения наших потребностей при данном уровне обще­ственного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относитель­на. С развитием общества, как правило, она частично преодолевается. Одна­ко на каждый данный момент времени ограниченность экономичес­ких ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и пол­ное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. В этой связи перед экономической нау­кой встает двойная задача – объективная и субъективная, или, выражаясь другими словами, позитивная и нормативная.

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему эконо­мического выбора (economic choice) –выбо­ра наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потреб­ностей при данных затратах.

Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы, что, как и для кого про­изводить, т.е. как определить условия и направления использова­ния ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом не только пытается зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилуч­шие варианты решения возникших проблем.

Вся история развития экономики представляет собой историю развития товарного производства и товарного обращения, где связи производителей между собой осуществлялись через обмен одних товаров на другие. На ранних этапах обмен носил случайный характер и осуществлялся без помощи денег (бартер). Этому периоду соответствовала простая, случайная форма обмена, при которой один товар выражал свою стоимость в противостоящем ему другом товаре.

Трудности подбора товаров при обмене приводили к окольным операциям. Чтобы получить нужный товар, необходимо было найти товар, требуемый владельцу вещи. В результате складывалась целая цепочка вспомогательных обменов. Все это затрудняло и осложняло процесс торговли через обмен товарами.

По мере развития общественного производства возникла необходимость выделения какого-либо одного товара, который бы удовлетворял многих при совершении торговых операций. У разных народов в роли такого товара выступали меха, скот, ракушки и т.д. Однако и они не могли обладать всеобщностью, что препятствовало их распространению.

Развитие товарных отношений привело к тому, что роль всеобщего эквивалента закрепилась за деньгами, в качестве которых стали выступать драгоценные металлы – золото и серебро. Это сложилось благодаря их свойствам: однородность, делимость, портативность, сохранность в течение длительного времени, а единицей денег стал их вес. Позже появились денежные знаки государств, ценность которых обеспечивалась золотом, а в настоящее время успешно развиваются кредитные деньги (чековые депозиты, кредитные карточки, электронные переводы и т.д.).

Таким образом, исторически деньги имеют товарную природу, являются специфическим товаром, с которым постепенно срослась роль всеобщего обменного средства.

Функции денег:

1) как мера стоимости, т.е. деньги соизмеряют стоимость товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, есть ее цена.

2) как средство обращения. С появлением денег товарное обращение можно представить в виде формулы Т-Д-Т (при бартере – Т-Т). В этом процессе деньги играют роль посредника, благодаря чему преодолеваются индивидуальные, временные и пространственные границы, которые присущи обмену товаров.

3) как средство образования сокровищ. Поскольку деньги – наиболее ликвидное средство, они являются удобной формой хранения богатства (хотя в период инфляции это связано с определенными потерями).

4) как средство платежа. Эта функция денег связана с предоставлением кредита, т.к. заемщик должен отдать не только взятые в кредит деньги, но и заплатить за их пользование (процент за кредит).

5) мировые деньги. Эта функция реализуется при международных расчетах и ее могут выполнять как драг. металлы, так и национальные денежные единицы, имеющие достаточную стабильность (доллар США, фунт стерлингов). С этой функцией денег тесно связано понятие "валюта", т.е. денежные знаки государств, применяемые в международных расчетах.

Тема 2. Рыночная экономика и ее законы

Наличие товарного производства объективно обусловливает появление такой экономической категории как рынок и развитие рыночной экономики. Рынок можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком смысле рынок это место купли-продажи товаров, заключения торговых сделок. В этом определении присутствует пространственный аспект. С экономической точки зрения рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

Однако кроме обращения как такового рыночные отношений включают:

- отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики;

- процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

- кредитные отношения;

- процесс функционирования рыночной инфраструктуры (посредники, различные банки, биржи, страховые компании и т.п.).

Поэтому, в широком смысле слова рынок – это экономические отношения в сфере производства, распределения, обмена товаров и услуг и их потребления на основе широкого использования денег и связанных с ними категорий (цены, кредита, финансов).

Когда говорят о рыночной экономике, обычно выделяют два этапа ее развития: стихийный рынок (XV – XIX вв.) и организованный, который функционирует под определенным воздействием со стороны государства (XXв.).

Рынок функционирует при определенных условиях. До последнего времени в России существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено моносубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.

В настоящее время эти ограничения формально ликвидированы. Однако вместо них вступили в силу другие сдерживающие факторы: несовершенство российского законодательства, непомерно высокие налоги, рост криминальной деятельности (рэкет, вымогательство, незаконные сделки), предоставление свобод торгово-спекулятивному предпринимательству. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства.

Рынок можно рассматривать как систему, а любая система представляет собой взаимосвязь элементов. Основными элементами рынка являются:

1) производители и потребители, которые формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие – потребляют его;

2) экономическая обособленность (хозяйственная автономия) товаропроизводителей, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности;

3) рыночные цены, которые, во-первых, складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры, а, во-вторых, определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т.е. издержками обращения, связанными с обменом;

4) спрос и предложение. Спрос – фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание покупателя приобрести товар; предложение – это полное количество товаров, выносимых на рынок.

5) конкуренция. А. Смит назвал ее «невидимой рукой» рынка, благодаря которой «эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики». Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т.д.;

6) рыночная инфраструктура.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.

1. Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене. Эта функция проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы производства и повышают цены и наоборот.

2. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок.

3. Стимулирующая. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивая возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.

4. Санирующая. С помощью рыночных механизмов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, рынок поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных предприятий.

5. Ценообразующая. Поступающие на рынок товары и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат, но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

6. Посредническая, т.е. рынок выступает своеобразным посредником между товаропроизводителями и потребителями.

История человеческой цивилизации выделяет две основные формы хозяйствования: натуральное хозяйство и товарное. Натуральное хозяйство возникло во времена первобытнообщинного строя, существовало в античные века и при феодализме, определенные его элементы существуют и в настоящее время (некоторые африканские и азиатские страны).

Основные черты натурального хозяйства:

1) представляет собой замкнутую систему экон. отношений и движения экон. благ: кто производит блага, тот и распределяет и потребляет их;

2) объемы производства продукции малы вследствие низкого уровня вооруженности труда и его организации;

3) отсутствует специализация производства, т.е. одним производителем или группой лиц производятся все необходимые блага.

Общественное разделение труда и специализация во многом способствовали становлению и развитию более прогрессивному способу хозяйствования – товарному хозяйству.

Более развитой формой хозяйствования является товарное хозяйство. Под товарным производством понимается организация общественного хозяйства, при которой продукты труда производятся отдельными обособленными товаропроизводителями, каждый из которых специализируется на выработке какого-то одного. Для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов, которые в силу этого становятся товарами на рынке.

Товарное хозяйство появилось в период разложения первобытнообщинного строя, получило значительное распространение в рабовладельческом обществе, при феодализме и приобрело всеобщий характер при капитализме. Условиями его существования являются общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей, основанная на частной собственности на средства производства.

В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые специфические свойства, делающие его товаром. Этот продукт является ценностью уже не для производителя, а для других лиц, т.е. он приобретает общественное свойство. Товар – это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и произведенный для обмена. Однако не всякий продукт может быть товаром, т.к. некоторые продукты производятся для собственного потребления и не попадают на рынок, а, следовательно, не являются товаром.

Любой товар имеет стоимость, т.е. овеществленные в товаре общественно необходимые затраты на его производство. Это рабочее время, которое требуется для изготовления товара при среднем в данном обществе уровне производства и интенсивности труда. Закон стоимости гласит: производство и обмен товаров должны осуществляться на основе их стоимости.

Общественно необходимые затраты труда выступают своеобразным нормативом, который выявляется на рынке и в который должны укладываться производители. Лишние затраты труда не признаются обществом. На рынке потребители не будут оплачивать фактические затраты труда, превышающие те, в которые обходится производство основной массы товаров данного вида.

Закон стоимости требует постоянного развития производительных сил и действует не прямо через сравнение индивидуального и общественно необходимого времени, а через цену, на которую влияют спрос и предложение.

Спрос – подкрепленное денежной возможностью желание приобрести товар. Предложение – количество товаров, выносимых на рынок.

В зависимости от спроса и предложения возможны три варианта соотношения стоимости и цены товара:

1) спрос = предложению, тогда стоимость = цене;

2) спрос > предложения, тогда стоимость < цены;

3) спрос < предложения, тогда стоимость > цены.

Таким образом любой товар обладает двумя основными свойствами:

1) Меновая стоимость – способность обмениваться на другие товары. Подобное равенство ежедневно и многократно повторяется в практике на рынке, субъекты которого не задумываются, что лежит в его основе. А ЭТ этот вопрос волновал со времен Аристотеля и до настоящего дня.

2) Потребительная стоимость – способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

В экон. литературе сложились три основных подхода при определении стоимости товара:

1. Теория трудовой стоимости. Ее разработчиком является К. Маркс, а сущность изложена выше (закон стоимости).

2. Теория предельной полезности. Она нашла широкое применение у маржиналистов, которые выводят стоимость и цену из предельной полезности товаров и их редкости. Представители этого направления считают, что приращение одинаковых величин запаса блага, находящегося в распоряжении субъекта, на определенном уровне сопровождается прогрессирующим уменьшением единицы полезности блага. Полезность последней единицы запаса, или предельная полезность блага, и определяет величину стоимости товара.

3. Теория А. Маршалла, который попытался примирить две первые теории. Его позиция определения стоимости сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства. Отсюда он делает вывод, что полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности.

В современной науке все чаще звучат мнения об альтернативной теории стоимости, в качестве которой могут выступить:

- информационная теория стоимости, которая сейчас находится в зачаточном состоянии;

- разработка совершенно иного подхода к стоимости.

Рынок имеет довольно сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Структуру рынка можно рассматривать по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений (схема):

- рынок товаров и услуг (рынок средств производства, предметов потребления, информации, различных услуг и т.д.);

- рынок рабочей силы;

- финансовый рынок (денежный, валютный, рынок капиталов, кредитов, ценных бумаг);

- рынок недвижимости (рынок жилья, нежилой недвижимости, земли).

2. По пространственному признаку:

- городские (местные);

- региональные;

- межрегиональные;

- национальные;

- международные (мировые).

3. По степени ограниченности конкуренции:

- монопольные;

- олигопольные;

- межотраслевые;

4. По видам субъектов рыночных отношений:

- розничной торговли – когда покупателями выступают отдельные граждане;

- оптовой торговли – когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

- государственных закупок сельхозпродукции – когда покупателем выступает государство, а продавцами – производители сельскохозяйственной продукции (колхозы, совхозы, фермеры и т.д.).

5. По степени соблюдения законности:

- легальные, официальные;

- нелегальные, «теневые», «черные» и т.д.

6. По степени организованности:

- организованные (открытые, публичные, конкурентные рынки, на которых операции совершаются в соответствие с правилами, установленными государством и соглашениями его участников);

- неорганизованные (подразумевают любые формы дискриминации).

7. По характеру обращения товаров:

- первичные – когда на рынок выносится новый товар;

- вторичные – купля-продажа уже находившихся в обращении товаров.

Основными законами рыночной экономики являются законы спроса и предложения. Закон спроса гласит – при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и наоборот (меньше – при их повышении).

Кроме цен на величину спрос влияют и другие факторы, которых называют неценовыми. К ним относятся качество продукции, уровень денежных доходов покупателей,величина цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары и услуги, количество покупателей, сезонность, мода, предпочтения и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

QD = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В),

где QD – спрос; Р – цена; I – доход; Z – вкусы; W – ожидания (waiting); Psub – цена на товары-субституты; Pcom – цена на комплементарные товары; N – количество покупателей; В – прочие факторы.

Закон предложения – если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше – при их снижении.

К неценовым факторам предложения относят: налоги и дотации; число продавцов; психологический фактор (ожидание изменения цен); технология производства и пр.

Величина предложения является функцией всех этих фак­торов:

Qs = f (P, Pr, К, Т, N, В),

где Pr – цены ресурсов; К – характер применяемой технологии; Т – налоги и субсидии; N – количество продавцов; В – прочие факторы.

При наложении кривой спроса на кривую предложения можно определить рыночное равновесие, которое происходит в точке пересечения кривых. Цена в этой точке называется равновесной. Она одновременно устраивает и потребителя и продавца. Такая ситуация является оптимальной для любого рынка, на практике встречается достаточно редко и длится, как правило, непродолжительное время. В силу различных обстоятельств равновесие нарушается, однако рынок стремится опять вернуться в это состояние (график).

Важным понятием в экономической науке является эластичность спроса и предложения. Эластичность отражает зависимость меду спросом и ценами, между предложением и ценами, между спросом и доходами и т.д. Она показывает быстроту реакции спроса или предложения на изменение цен и других факторов.

Эластичность спроса по цене или коэффициент эластичности измеряется как отношение изменения спроса в процентах к изменению цены в процентах:

Ed(p) = (Q2 – Q1)/Q2: (P2 – P1)/P2

Различают следующие типы эластичности:

1. Единичная эластичность, когда на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1% (К=1).

2. Эластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в % (К>1).

3. Неэластичный спрос, когда объем спроса в % изменяется медленнее, чем изменяется цена в % (K<1).

4. Совершенно неэластичный спрос, когда объем спроса не изменяется при любом изменении цены (K=0).

5. Бесконечно эластичный спрос, когда объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (K= ~)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: