Если попытаться провести периодизацию проведения социально-экономических реформ и приватизации, то можно выделить три этапа.
Первый этап (1990–1999 гг.). Сменилась политическая система. На смену общественной (государственной) собственности пришла частно-корпоративная. Российская приватизация выполнила задачу демонтажа механизма централизованного управления экономикой. Она проходила в 3 этапа:
1) массовая или ваучерная (1992-1994 гг.); основная задача – создание широкого круга собственников, главным образом мелких акционеров, посредством безвозмездной передачи государственной собственности;
2) денежная (1994-1999 гг.), основная задача – пополнение доходной части бюджета, привлечение в российскую экономику стратегических инвесторов, повышение эффективности приватизации;
3) совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью (1999-2003 гг). Точечный характер приватизации.
Однако отсутствие эффективной системы государственного контроля приводил к массовому нарушению законности приватизации, предприватизационная оценка активов не проводилась или существенно занижалась. Это все привело к тому, что акции многих стратегических предприятий оказались скуплены иностранными фирмами. Кроме того, не были учтены интересы и права всех слоев населения. Предоставление трудовым коллективам льгот при приватизации высокодоходных госпредприятий привело к необоснованному обогащению руководства и менеджмента этих предприятий, а также к резкому падению уровня жизни населения, не связанных с данными производствами. Это стало одно из причин расслоения социального общества в России.
|
|
Проведена либерализация цен, осуществлен переход к открытой экономике, создана новая финансовая система, рубль свободно конвертируется.
Одна из определяющих сторон новой экономики – ликвидация товарного дефицита. Созданы достаточно весомые предпосылки для развития предпринимательства и бизнеса. Существенно изменилась и социальная структура общества – появился влиятельный слой собственников.
Конец 1999 года стал началом экономического роста.
Второй этап (1999–2002 гг.). Суть его состояла в том, чтобы на базе достигнутой стабильности начать формирование экономических институтов, характерных для современного общества и более точно ориентированных на российскую специфику. Главное внимание было уделено созданию таких институтов рыночной экономики, как Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой и Земельный кодексы, пенсионное законодательство, начались процессы снижения административных барьеров к предпринимательской деятельности, совершенствовались межбюджетные отношения, сделана попытка приступить к реформированию естественных монополий и др.
|
|
Признанием успешности социально-экономического развития России стало предоставление ей Европейским союзом и США статуса страны с рыночной экономикой, а также последовательное повышение кредитного рейтинга международными агентами.
Начал обновляться производственный потенциал, быстро росли золотовалютные резервы ЦБ, постепенно снижалась инфляция.
Экономический рост носил преимущественно восстановительный характер, т.е. опирался на активное вовлечение в производство незадействованных в период кризиса производственных мощностей.
В 2003 г. задачи второго этапа трансформации исчерпали себя. С одной стороны, появились признаки перехода к новой модели экономического роста – от восстановительного роста к инвестиционному. С другой – настало время разработки стратегии и тактики социально-экономического прорыва, определения инструментов, которые обеспечили бы сокращение разрыва между Россией и наиболее развитыми странами мира.
Начался третий этап экономических реформ – выработка стратегии социально-экономического прорыва в условиях постиндустриального общества. На этом этапе ключевым становятся так называемые проблемы «третьего поколения» – вопросы развития человека, инвестиций в человеческий капитал, а также задачи укрепления и совершенствования политических институтов. Главное конкурентное преимущество современной высокоразвитой страны связано с человеческой личностью и с теми факторами, которые непосредственно обеспечивают жизнедеятельность человека. К таковым относятся устойчивая политическая демократия, образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, инфраструктурные отрасли. Это заложено в концепции устойчивого развития, принятой большинством стран мира.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем отличия простой и капиталистической формы хозяйствования?
2. Какова роль человека в рыночной и командной экономике?
3. Что такое смешанная экономика?
4. Почему командная экономика оказалась неэффективной?
5. Назовите «провалы рынка».
6. Можно ли полагать, что погоня за прибылью – это проявление чистого эгоизма и вредит обществу, его нравственности?
7. Прав ли Дж. Гэлбрейт: «Наилучшая экономическая система – это та, которая максимально обеспечивает людей в том, в чем они больше всего нуждаются»?
8. Какая модель рыночной экономики (американская, шведская, японская, китайская) Вам кажется предпочтительней и почему?
9. В чем заключается отличие правовых и экономических отношений собственности?
10. Назовите главные на Ваш взгляд проблемы, с которыми сталкивается Россия в процессе социально-экономических преобразований? Как их можно решить?