Монополия. В отличие от совершенной конкуренции, фирма-монополист на рынке одна и спрос на ее продукт есть спрос всего рынка на этот товар

В отличие от совершенной конкуренции, фирма-монополист на рынке одна и спрос на ее продукт есть спрос всего рынка на этот товар. Поэтому кривая спроса для монополии имеет отрицательный наклон и отражает все виды ценовой эластичности (рис. 7.2).

Рисунок 7.2 Спрос, предельный и совокупный доход в условиях монополии

Если монополист стремиться увеличить продажи, то он должен понижать цену на каждую дополнительно продаваемую единицу товара. Но практически это сделать невозможно, он продает всю продукцию по одинаковой цене, которая должна быть ниже максимально возможной для данной кривой спроса. В результате предельный доход (MR) ниже цены. При этом, когда спрос эластичен по цене, то MR > 0 и совокупный доход (TR) растет. Когда спрос неэластичен, то MR < 0 и совокупный доход падает.

Из графиков видно, что для получения наибольшего дохода, монополисту надо опасть в зону эластичного спроса (E>1) и избежать зоны неэластичного спроса по цене (E<1), где доход падает. А поскольку MR не равно цене, то увеличение выпуска выгодно до такого объема, при котором MR = MC. Условия максимизации прибыли монополиста показаны на графике рис. 7.3.

Рис. 7.3 Определение цены и объема производства в условиях монополии

На конкурентном рынке равновесие будет достигнуто в точке Е, где Ре = МС. В условиях монополии будет установлена монопольная цена Рм, которая находится как точка пересечения перпендикуляра, проведенного из точки В (МС = МR) до кривой спроса (точка А). Оптимальный объем выпуска – точка пересечения этого перпендикуляра с осью Q. Так как монопольная цена превышает предельные издержки, то площадь треугольника АВЕ соответствует величине чистых убытков от власти монополии.

Монополия может быть государственной и частной. Государственная монополия с помощью ценовой политики может преследовать различные цели. Например, если товар имеет большое значение для покупателей, которые не в состоянии приобрести его за полную стоимость, цена может быть установлена ниже уровня себестоимости. Наоборот, для сокращения потребления может быть установлена завышенная цена.

В случае нерегулируемой частной монополии фирма может сама установить ту цену, которую выдержит рынок. Однако уровень этой цены не обязательно будет максимальным, т. к. сравнительно невысокие цены дают возможность широкого рыночного охвата потребителей и зачастую позволяют избежать государственного регулирования цен.

Ценовая дискриминация

Если различия в ценах не отражают различий в затратах, экономисты называют это явление ценовой дискриминацией. В реальной жизни можно наблюдать снижение цен и тарифов для определенных групп покупателей, даже бесплатное предоставление услуг и товаров некоторым категориям покупателей. Такая политика фирмы ведет к большей прибыли.

Для реализации ценовой дискриминации необходимы следующие условия:

- рыночный спрос должен состоять из групп потребителей с разной эластичностью спроса;

- фирма должна уметь распознавать эти группы;

- фирма должна исключить торговлю этими благами между разными группами потребителей.

В зависимости от проявления этих условий различаются возможности фирмы реализовывать ценовую дискриминацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: