Методы конкурентной борьбы

Виды конкурентной борьбы

Сущность конкуренции, ее виды и типы. Методы конкурентной борьбы

ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

Тема 7. МОНОПОЛИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ.

Основные термины и понятия

Периоды производства: краткосрочный, долгосрочный. Общий, средний, предельный продукт. Изокоста, изокванта, путь развития. Эффективность использования переменного фактора производства: производительность труда, капиталоотдача. Закон убывающей предельной производительности переменного фактора производства (закон убывающей отдачи). Издержки: общие, постоянные, переменные, средние (переменные, постоянные, общие), предельные, явные (бухгалтерские), неявные, экономические. Доход: общий, средний, предельный. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Нормальная прибыль.

7.1 Сущность конкуренции, ее виды и формы. Методы конкурентной борьбы.

7.2 Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных структур.

7.3 Концентрация производства и организационные формы монополий. Рыночная власть и ее показатели.

7.4 Факторы, противодействующие монополизации рынка: экономические и правовые.

Важнейшим элементом рыночного механизма является конкуренция. Она сдерживает частные интересы и ориентирует их в направлении развития общественного производства, приводит к рациональному и эффективному использованию ограниченных ресурсов.

Конкуренция – это экономическое соперничество за лучшие условия производства, купли или продажи товара.

Условия конкуренции:

· экономическая обособленность хозяйствующего субъекта;

· зависимость хозяйствующего субъекта от конъюнктуры рынка;

· наличие на данном рынке других хозяйствующих субъектов.

Различают ценовые и неценовые виды конкурентной борьбы.

Ценовые:

- борьба с другими производителями посредством уменьшения издержек и снижения за счет этого цен без изменения ассортимента и качества;

- скидки;

- использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Ценовая конкуренция все больше вытесняется неценовыми методами соперничества. Последние включают:

- повышение качества продукции, улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей;

- производство товаров-заменителей;

- улучшение обслуживания покупателей, послепродажный сервис;

- реклама, доступ к более выгодным местам продаж.

Производители могут использовать следующие формы конкурентного поведения.

Добросовестная конкуренция

Ведет к выигрышу потребителя, выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества и по более низким ценам.

Недобросовестная конкуренция использует следующие способы продажи товаров:

- продажа по цене ниже себестоимости - демпинг;

- ложная информация и реклама;

- нарушение качества, стандартов, условий поставок;

- коммерческий шпионаж;

- незаконное использование товарного знака и т.п.

Недобросовестная конкуренция приводит выигрышу производителя, но фирма, использующая ее, может быть наказана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: