Предметом экономики ФКиС как научной дисциплины является проблема выбора наиболее рациональных способов потребления ресурсов для расширения рынка производимых услуг, максимального приближения их ассортимента и качества потребительских запросов.
Удовлетворение потребности в отрасли ФКиС.
Продукт отрасли ФКиС.
Результатом хоз деятельности в любой отрасли является производство определённого продукта.
Продукт – это итог человеческого труда в хозяйственной деятельности, воплощённой в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме такой вид продукта называется интеллектуальный продукт, либо выполненный в виде работ или услуг.
Независимо от конкретной формы, чтобы быть проданным на рынке должен удовлетворять двум основным требованиям:
1) Иметь потребительские свойства, т.е. быть полезным.
2) Конкурентоспособность, т.е. приобретение должно быть более выгодно и удобно покупателю чем приобретение другого аналогичного продукта.
|
|
Продукт зависит от:
- географического места положения (востребованность спорта)
- уровень дохода
- традиции
- обычаи
- культурный и интеллектуальный уровень
- религия
Конкурентоспособность, параметры:
1) Тезнический уровень определяется оценкой соответствия продукта современным требованиям, которые устанавливаются потребителями как наиболее удовлетворяющие их характеристики продукта при достигнутом уровне социально-экономического развития общества и НТП (прогресс).
2) Качество товара – степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы продукции (ГОСТ), международные стандарт (ИСО), (ТУ) - технические условия.
3) Коммерческие условия – уровень цены, условия платежа, сроки поставки, уровень налогов и сборов, степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.
4) Организационные условия – приближение продавцов к покупателем, удобство расчётов, гарантийный и пост гарантийный период.
5) Экономические условия потребления – основные показатели: энергоёмкость, экономичность, потребление сырья на единицу выпускаемой продукции, стоимость сырья, численность персонала и его квалификация.
Продукт, произведённый в результате экономической деятельности в материально-вещественной форме и интеллектуальной форме, выступает на рынке объектом купли-продажи. Этот продукт называют товар.
Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы, и потребительная стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда, который может быть объектом купли-продажи.
|
|
Материальная услуга – это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг (пошив одежды в ателье).
Социально-культурная услуга (нематериальная) – это услуга по удовлетворению духовных интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности человека.
Нематериальным услугам характерны следующие характеристики:
1) Неосязаемость.
2) Неотделимость от источника – означает присутствие в одно и тоже время и исполнителя услуги и покупателя.
3) Непостоянство качества. Качество слуг колеблется в широких пределах в зависимости от места, времени и других факторов.
4) Несохраняемость – услугу нельзя сохранить во времени.