Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция

Конкуренция является главным рычагом стихийно-рыночного регулирования.

1) Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями одной отрасли за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции.

Она приводит к: 1) повышению качества продукции, 2) к образованию средней цены на продукцию, если продукция однородна, 3) стимулирует технический прогресс.

Рассмотрим пример. На рынке присутствует 5 предприятий с разной себестоимостью продукции: одно передовое, три средних и одно отстающее предприятие. (↑ - предполагаемая цена, складывается из себестоимости и прибыли.)

Поскольку продукция однородная, на рынке сформируется средняя цена. Она установится на уровне цены основной массы продукции (основную массу продукции производят средние предприятия). Передовое предприятие наряду со средней прибылью будет получать сверхприбыль, а отстающее предприятие не получит прибыль и обанкротится. В выигрыше окажется предприятие, быстрее других модернизирующее своё оборудование.

2) Межотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями разных отраслей за получение максимальной нормы прибыли.

Она приводит к переливу капитала из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с более высокой нормой прибыли. В конечном счете это должно было бы привести к выравниванию нормы прибыли в разных отраслях, но это выравнивание происходит только в условиях совершенной конкуренции. В условиях несовершенной конкуренции абсолютного выравнивания нормы прибыли не происходит (монополизм), но такая тенденция сохраняется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: