Философия эпохи Возрождения. Сколастика средних веков

Сколастика средних веков. Реализм и номинализм. Учение Фомы Аквинского.

Патристика, ее идеи и познавательное значение. Учение Августина Блаженного.

Средневековье занимает длительный отрезок, истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения (V-XV в.). В развитии средневековой философии принято выделять два крупных периода:

1. раннее средневековье (V-XI в.)- это патристика или учение «отцов церкви», которые заложили основы религиозной философии;

2. зрелое средневековье (XI-XV в.)- это схоластика. В этот период философия стала достоянием общего сознания и духовной культуры человечества, общества. В рамках схоластики выделялось два течения:

ü номинализм;

ü реализм.

I период: христианство не сразу стало господствующей религией. Шла долгая и упорная борьба за его влияние. В этот период борьба христианства с языческим многобожием возникла литература защитников христианства, сочинения «отцов церкви», которые заложили основы христианства. Защитники христианства или апологеты доказывали правителям, что христианство выдвигает теже вопросы, что и языческая греческая философия, но дает более совершенные ответы на них. Это вопросы: О Боге, О сотворении мира и т.д.. В этот период наиболее заметной и влиятельной личностью был Августин Блаженный. Это крупнейший систематизатор христианского вероучения. Годы жизни: 354-430 гг. Основные работы: «Исповедь», «О величии души», «О граде божием». Основные идеи:

· о Боге: он считал, что Бог это начало и конец всего сущего. Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле. Бог единственный и причина возникновения каждой вещи и любого вещества. Он не только сотворил этот мир, но и продолжает творить его дальше, совершенствовать в нем все сущее. Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Бог одних людей избрал для спасения и блаженства других, других для осуждения на вечные муки.

· О познании мира. Августин Блаженный считает, что в познании мира следует познать превосходство………………………..Разум призван постигать вещи и явления видимого мира открытого человеку, а с помощью веры обнаруживается то, что за пределами этого, то есть невидимое, неочевидное.

· О душе человека. Считает, что душа человека бессмертна. Она превосходит тело, это требует от человека постоянной работы над своим внутренним миром. У человека душа рассеяна по всему телу, а у животных и растений нет души. «Грех- это бунт смертного тела против бессмертной души, и поэтому человек всегда нуждается в божественной поддержке, покровительстве». «Зло всегда приходит в мир, когда низшее претендует на роль высшего, спасение человека возможно лишь через обращение его к доброте, через добрые дела, жизнь «по Богу» или возвышения духовного».

· Об обществе. Социальное неравенство-это принцип бытия в обществе, результат грехопадения человечества. Церковь выше институтов государства, так как государство основано на эгоизме людей. Это царство греха, где войны, конфликты. Вся история человека это борьба двух царств: божьего и земного. Божие царство- меньшая часть человечества, люди верующие и добропорядочные, а град земной- представлено себялюбящими эгоистичными людьми, живущими по плоти. После страшного суда наступит эпоха тысячелетнего царства, справедливости и всеобщего счастья. Это будет завершение истории человечества и ее конец.

II период: период зрелого средневековья. Главным направлением в развитии философии была так называемая схоластика (латинская школа) философию начали преподавать в школах, а с 12 века в университетах. В этот период философия рассматривалась как наука поставленная на службу религии, как служанка религии. Под словом схоластика стали понимать наукуоторванную от жизни, далекую от наблюдения и опыта. Основные проблемы:

· Решался вопрос об отношениях знания к вере. Вера человека выше разума.

· Вопрос об универсальных понятиях, названиях вещей, о природе этих понятий. Это спор о природе понятий решали по разному, поэтому возникли два течения философии:

Ø Реалисты, считали что понятие названия вещей действительно существует.

Ø Номиналисты ближе к материалистам. Считали, что универсальней всего лишь имена вещей, их обозначения. Крупнейшим мыслителем этого времени был Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников. Основные идеи: О соотношении веры и знания. Он считал, истина всегда одна, но ведут к ней разные пути, вера и разум. Наука и религия отличаются по методу получения своих истин, разум не редко ошибается, вера прочней, достовернее, она доступна каждому. Фома Аквинский разработал систему доказательств существования Бога в мире:

§ Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение нельзя не прийти к перводвигателю, то есть к Богу.

§ Если все в мире имеет свою причину, то должна быть первопричина, то есть Бог.

§ Бесчисленное множество случайностей должно управляться абсолютно необходимой причиной, то есть Богом.

§ Для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истины, всего, что есть в мире). Должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, то есть Бог.

§ Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности, а значит должна существовать последняя и главная цель-Бог.

Ø Фома Аквинский в споре об универсалиях или понятиях выступает как умеренный реалист. Он считает, что универсалии существуют тройным образом: «до вещей» в безлиственном разуме; в самих вещах, как их сущность; после вещей, то есть в человеческом разуме как результат абстракции:

· О душе. Человек это единство тела и души, но главное душа. Душа разлита по телу и существует, как некая внутренняя энергия, она бессмертна.

Период средневековья по основным крупным философским проблемам существовали следующие мнения:

q О Боге. Считалось, что подленное бытие у Бога, он вечен, неизменен, независим, Бог не доступен для познания, но открывает себя человеку через откровения в священных текстах библии. Ключ к познанию Бога- вера.

q О природе. Считалось, что природа несамостоятельна, Бог творит природу, главное незнание природы, а познание Бога, и человеческой души. Если и познавать природу, то только как предмет мудрости Бога;

q О человеке. Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Он царь природы, владыка над всеми тварями, но человек злоупотребляет данной ему от Бога свободой и пал ниже скота;

q О душе. Считалось, что душа человека должна повиноваться духу, она постоянно выбирает между добром и злом. Тело должно подчинятся душе, но низшая часть берет верх иногда и человек следует влечениям и страстям. Это входит в привычку и человек оказывается греховным существом. В мир приходит зло, зло не от Бога, а от человека, его злоупотребление свободой.

Эпоха средневековья не застой и не регресс, по сравнению с Античной философией. В этот период продолжалось накопление и развитие знаний, церковь выступила как хранительница письменности, а следовательно и образованности. В этот период развивались гносеология или теория познания, логика, эстетика и сознание острый интерес к проблемам истории, потому что по библейским сказаниям свершатся времена, погибнет греховный мир и наступит тысячелетнее царство праведников на земле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: