double arrow

Философские взгляды Вольтера


Философские взгляды Д.Локо

Философия эпохи Просвещения

Философия Р.Декарта и Г.Лейбница

Философские взгляды Бэкона

Философия нового раннего времени (XVIII в.)

XVII в.- это время крупных перемен в истории общества (в Европе- промышленная стадия развития; в духовной сфере развития светского образования и культуры; первая научная революция). Философия XVII века развивается в тесном взаимодействии с наукой: математикой, механикой, физикой. Объект философии: природа и методы получения знаний о природе.

Особенности:

· В связи с полемикой о природе и источником достоверного знания в XVII веке сформировалось 20 течений:

ü Эмпиризм (суть: важнейший источник знания живой чувственный опыт, а достичь их можно в ходе опыта; представители: Бекон, Гоббс, Лок).

ü Рационализм (суть: важнейший источник знаний деятельность человеческого разума; представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц).

· Философии XVII в. сформировался механизм как специфический тип философского мировоззрения; и мир, и человек стали трактоваться как сложные машины.

· В XVII в. Бог рассматривается как некий перводвигатель, источник движения и развития мира; предполагали, что после мира в последующем развитии по собственным законам- точка зрения называется деизм.

Символом философии нового раннего времени и ее ключевой фигурой стал Бэкон- английский мыслитель и госдеятель (1561-1626 гг.). Основные работы: «Новый органон», «Новая Атлантида», «О принципах и Началах». Важность науки для общества. Он подчеркивает, что цель науки- познание причин и скрытых сил всех вещей. Задача науки- расширение власти человека над природой, пока все для человека не станет возможным. Главное в знании его достоверность и соответствие практичным потребностям общества. Знание, не приносимое практических плодов, не нужная роскошь. Необходимо проявлять уважение к любимому труду, но особенно нужно уважать труд изображения, который облегчит труд др.

Философу Бэкону принадлежат слова: «Знания- это сила».

Знание и могущество человека совпадают. В своих работах Бэкон уделяет внимание вопросам о методе научного познания, затем разработку учений об идолах, которые мешают познать истину; он считал, что процесс познания истины сложен, но разум в состоянии познать мир, если преодолены влияние 4-х идолов:




1-ый идол: идол пещеры, то есть человеку познать истину мешает то, что он смотрит на мир со своих позиций, установить истину мешают собственные склонности, воспитание, психологический склад.

2-ой идол: идол театра, то есть установить истину мешает вера в авторитеты.

3-ий идол: идол площади, то есть источник искажения истины- в общении, языке.

4-ый идол: идол рода- он обусловлен самой природой человека, спецификой его органов чувств и разума: чувства порождают небеспристанное отношение, а разум допускает- преувеличения или преуменьшение явлений.

Бэкон большое значение предавал методу познания истины, он считал, что выбор метода важнее условий установления истины: «Хромой, идущий по дороге опережает того, кто бежит без дороги». Предлагая использовать индуктивный метод, то есть идти от частного к общему, от простого к сложному.

Бэкон считал родоначалом английского философского материализма…………..

Заложенную Беконом традицию научного метода продолжил Р.Декарт. Он является основателем аналитической геометрии и математической логики (1596-1650 гг.). Основные работы: «Размышление о первой философии», «Рассуждение о методе». Эти работы посвящены распространению предмета философии, выявлению ее связей с науками и методами научного опознания.



Идеи:

q Декарт доказал тесную взаимосвязь всех наук: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого метафизика, ствол физика, а ветви- все прочие науки, сводящиеся к 3-м главным: медицине, механике и этике».

q Он разработал дедуктивный метод научного познания (движение к5 истине от общего к частному), этот метод основан на 4-х правилах:

· Не принимать за истинное ничего такого, что не связано с очевидностью; в познании важно избегать поспешности, заинтересованности, и предвзятости, проявлять здоровый скептицизм, сомнение.

· Мысленно делить всякий исследовательский вопрос на более простые элементы и отталкиваться от них, идти к осмыслению все более сложных вопросов.

· Полученные в итоге идеи располагать в определенной последовательности от простого знания к более сложному.

· Накопление сведений необходимо приводить в систему, чтобы иметь полное знание о предмете.

q Декарт рассматривал вопрос о том, что в чем состоит критерий истинности знаний, следовательно, критерием истины является очевидность и считал, что самое очевидное заключается в словах: «…………, следовательно, существую, ибо нелепо полагать не существующему то, что мыслит, в то время пока оно мыслит».

q Он известен в философии как основатель принципа дуализма, то есть, когда и материальное и духовное принимает за равноправное начало. Он выражается в его учение о «врожденных» идеях. Он учил, что все идеи человека приобретает 3-мя путями:

· Часть из идей он получает из вне, путем чувственных контактов с предметом;

· Идеи образовываются в уме путем переработки идей 1-го рода;

· Наиболее важные врожденные идеи, понятия- они некий порождающийся свет, всегда присутствующий в разуме. Понятия: протяженность, движение, единство, Бог……………..

Лейбниц (1646-1716 гг.) немецкий философ, который размышлял учение о монадах (единое). Смысл: к этому времени с помощью микроскопа было открыто то, что…….бактерии, сложное строение крови. Монады, которые просты, без частей, помогали объяснить, что все в мире живое и одушевленное, в нем каждый кусок вещества в действительности целый мир живых существ- монад. Разработал учение о бессознательных представлениях. Суть: бесконечно малые восприятия, если их большое число, то в сумме они дают доступную сознательную величину. Считал, что все доступные человеческие знания могут разрешить: истины разума (это знание полученное с помощью одних лишь понятий без обращения к опыту), истины «факта» (знания, полученные опытным путем)…………

Просвещение имеет следующее значение: просвещение активно способствовало распространению научных знаний среди широких слоев населения. Родина-Англия. А наибольшее развитие дух «просвещения» получил во Франции (дух свободомыслия и гуманизма). В Англии: Лок, во Франции: Вольтер, Дидро, Руссо, в Германии: Кант, Лесик.

q Философия эпохи Просвещения представляет собой культ человеческого разума как основное орудие преображения общества на более гуманных основаниях.

q Просвещению было присуще резкая критика религии и церкви как препятствие общественному прогрессу; философы просвещения стремились опираться на точные науки: биологию, физику, медицину.

q Для них более характерна просветительская трактовка человека. Суть: если в период средневековья человек изначально греховен, он источник зла, то просветители утверждали, что человек по своей природе добр и ничего дурного в его стремлении к самосохранению; человек любит удовлетворения и избегает страданий; человек природное существо, а все природное хорошо, только искажение и ущемление цивилизации ведет к злу и несправедливости.

Д.Лок (1632-1704 гг.). Основная работа: «Опыт о человеческом разуме». В своих работах он выступал как основатель либерализма. Сформировал принципы естественных прав человека. К таким правам относится:

· Право на жизнь;

· Право на свободу;

· Право на собственность.

Он считал, что правопорядок должен обеспечить возможность получать выгоду каждому. Лок отмечал, что по своей природе людям свойственно желать и обладать собственностью и трудится. Частная собственность- фундамент человеческого общества и первейшее условие- свобода индивида. Он считал, что в целях более полного обеспечения своих естественных прав, защиты личных и собственности люди создают государство.

Лок занимается познанием истины и детально обосновал принципы происхождения знаний и идей из мира чувств. Он доказал, что идеи и понятия являются неврожденным, а имеют опытное происхождение. В момент своего рождения душа человека как бы чистый лист бумаги, но когда еще нет знаков оно заполняется по мере практической и познавательной деятельности. Лок считал, что важными качествами являются:

· Рассудительность;

· Честность;

· Трудолюбие;

· Великодушие.

Он ввел понятие «гражданин мира»- это человек, который находит хороших людей в любом народе, сословии. Вере. Ему чуждо приверженность узкому миру, он носитель разума и справедливости, живет интересам образа «частный человек» (это человек, который руководствуется только собственными интересами, корыстен, себялюбив.

Вольтер (1694-1778 гг.) французский философ, психолог, публицист. Более 70-ти томов книг: «Философия письма», «Рассуждения о человеке», «Термин». Вольтерьянство- символ свободы мышления и гражданской смелости.

Идеи:

· Главным объектом критического мышления был религиозный фанатизм (смелая вера в авторитеты и догмы). Люди вовсе не должны находится во власти невежественных предрассудков они в праве быть свободными.

· Бог есть некий сверхъестественный механизм, запустивший всемирный механизм, которому дали философией еже по собственным законам.

· Человек- это произведение природы, венец ее эволюции, что человек несмотря на свою биологическую телесность в большей степени является существом социальным. «Реален лишь мыслимый человек и его свобода, лишь там, где он способен делать то, что он хочет».

· Внес большой вклад в философское осмысление истинности общества. Он автор термина «философия истории». Он подчеркивал, что в центре внимания историков должна быть жизнь и деятельность простых людей, а не на частная жизнь правителей, и изучать надо историю всех государств и народов, а не только богоизбранных. История представляет собой неумолимый процесс ? материального производства орудий труда и ремесел. Но истина это также и борьба мнений, «мнения правят миром». Он считал, что несмотря на трагизм человеческой истины, вершина его в грядущем торжествовании сил разума, к управлению придут философы, мудрые и просвещенные люди, избавят общество от несчастий и глупостей и т.д..

№6. Немецкая классическая философия

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: