Социальная реальность, ее атрибуты и сферы

Общество возникло в результате эволюции природы и в процессе своего развития предстало как специфическая системная организация, отличающаяся от других саморегулирующихся систем. И в этой связи важно выяснить, какими атрибутивными характеристиками оно обладает.

Анализ общественной жизни показывает, что первый ее атрибут связан с диалектикой единого - многого. Социум всегда предстает как нечто единое, как некая целостность, и в то же время он состоит из отдельно взятых индивидов. Общество как некое единство фундаментальным образом сказывается на бытии индивида. Таким образом, социальная природа индивида коренится уже в самой диалектике единого и многого в общественной жизни. Абсолютизация какого-то одного момента этой неразрывной связи в теории приводила к опасным перекосам. Так, представители социального номинализма в своем объяснении общества исходили из отдельно взятого индивида, а общество рассматривали всего лишь как агрегат, состоящий из этих обособленных индивидов. Напротив, в социальном реализме на первое место ставился социум, как некое идеальное всеобщее, а индивид (единичное) трактовался лишь как мимолетное проявление первого.

Второй атрибут социальной реальности определяется тем, что она есть бытие отношений, имеющих свою специфику. Немецкий социолог М.Вебер называет «социальным отношением» поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу и ориентирующееся на него. При этом содержание данного отношения может быть самым различным: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, «выполнение» соглашения, «уклонение» или отказ от него, соперничество экономического, эротического или какого-либо иного характера и т.д.

Стало быть, понятие «социальное отношение», по Веберу, ничего не говорит о том, идет ли речь о «солидарности» или как раз о прямо противоположном. Здесь важен лишь предполагаемый участниками некий смысл, который для индивидов, соотносящих свое поведение друг с другом, невсегда является одинаковым. Но тогда отношение предстает объективно односторонним для каждого из участников, что может вести к серьезным последствиям. И чтобы этого не произошло, они могут сформулировать содержание социального отношения по взаимному соглашению, т.е. дать друг другу заверения по поводу своего поведения в будущем.

Из вышесказанного явствует, что для Вебера социальные отношения имеют отчетливо выраженную духовную (субъективную) природу. В марксизме, напротив, сущностной признается система объективных связей, их независимость от воли и сознания людей. В связи с этим выделяются материальные производственные отношения, которые составляют базис общества, и отношения надстроечные, имеющие производный характер.

Общество немыслимо без деятельности, поэтому атрибут деятельности является для него одним из основополагающих. Если многие индивиды вступают друг с другом в отношения, то это значит, что они как-то воздействуют друг на друга. В категории деятельности пересекается ряд существенных в смысложизненном и теоретическом плане традиций. Прежде всего, это марксизм, базирующийся на категориях «труд» и «практика», которые соотносятся с категорией «деятельность». Кроме того, вся новоевропейская традиция, опирающаяся на принципы трудовой этики, также не может обойтись без понятия деятельности.

После прояснения атрибутов социальной реальности следует обратиться к выявлению ее структуры. И здесь важно отметить, что основными сферами жизнедеятельности общества являются материально-производственная, социальная, политико-управленческая и духовная. Материальное производство создает исходные условия для жизнедеятельности людей. Оно всегда носит общественный характер и определяет взаимодействие людей в процессе их воздействия на природу, поскольку преобразовывает материал природы в предметы, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Однако в реализации общественных связей, в их качественных характеристиках важную роль играет духовная сфера. В зависимости от того, на каком уровне понимания - более или менее сознательном - осуществляет человек свою деятельность, зависят ее результаты как в глобальных, так и в локальных масштабах. Таким образом, общественная жизнь - это неразрывное единство материального и духовного, их взаимодействие и переходы одного в другое.

Общество - это постоянно развивающаяся система. В своей эволюции оно последовательно проходило определенные закономерные этапы, которые в социальной науке фиксируются в социокультурных цивилизационных критериях. Каждый новый этап цивилизационного процесса характеризовался освоением более высоких технологий, с соответствующим им техническим обеспечением, усложнением социальной структуры, более широким масштабом взаимодействия с окружающей средой, определенными формами коллективной общественной деятельности. Но главными показателями в развитии общества всегда являлись характер общественных отношений, уровень духовного развития человека и демократичность социальных структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: