Изменения в управлении экономикой

В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

ТЕМА 11. ГОСУЧРЕЖДЕНИЯ РОСИИ

1. Складывание «военного коммунизма».

10 июня 1918 года Всероссийский съезд Советов принял первую конституцию РСФСР. Ст. 1 ее объявляет Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Съезд Советов является высшим органом власти (ст.24). В перерывах между съездами действует ВЦИК, избираемый съездом (ст.30). ВЦИК образует правительство – СНК (ст.35).

30 сентября 1918 г. при СНК был образован Совет рабочей и крестьянской обороны (СО) для объединения всех мероприятий в военной области. К осени численность РККА выросла до полумиллиона. Были предприняты меры по ужесточению дисциплины. Представители РВС, наделенные чрезвычайными полномочиями вплоть до расстрела изменников и трусов без суда и следствия, выезжали на самые напряженные участки фронта. ВЧК объявила об образовании внутреннего фронта гражданской войны, направив свои усилия на разоблачение заговоров и беспощадную расправу с «классовыми врагами». Советская республика превратилась в единый военный лагерь. Осуществлялась милитаризация всей жизни общества – формировалась система «осадного» или «военного коммунизма».

Но в условиях гражданской войны большевистская партия окончательно уничтожает всякую легальную оппозицию (в том числе и партию левых эсеров), ужесточает внутрипартийную дисциплину и лишает рабочих и крестьян какого-либо выбора при формировании органов власти. Все несогласные с властью большевиков объявляются врагами народа, физически уничтожаются. Выборы в советы становятся фикцией. Подобранные партийным аппаратом из числа партократии депутаты Советов, руководствуясь партийной дисциплиной, обязаны беспрекословно проводить через советы решения, принятые партийными органами (см. Минц И.И., год 1918. М., 1982, с. 123). В нарушении Конституции Всероссийские съезды Советов собираются раз в год. На местах съезды часто вообще не проводятся. Функции органов власти выполняют революционные комитеты, которые формируются аппаратом, а иногда Реввоенсоветы армий.

Ревкомы - временные чрезвычайные органы, назначаемые государственными и партийными органами. Создавались они, как правило, на непродолжительный срок. Основной целью их было подавить контрреволюционный мятеж, подготовить и провести перевыборы в Советы и передать им права. Обычно такие чрезвычайные органы существовали 2-3 месяца. Особое место они имели в Сибири - где была создана система ревкомов, от Сибревкома до уездных и даже волостных ревкомов.

Конечно, в работе советских государственных органов на всех уровнях были и недостатки, и ошибки. К работе в государственном аппарате привлекались десятки, сотни, тысячи людей. Среди них важное место занимали бывшие чиновники старого аппарата. Постановлением ВЦИК от 8 февраля 1920 г. - создан наркомат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). Основной задачей которого являлся контроль за работой государственного аппарата. Наркомом назначен был И.В. Сталин. В качестве местных органов этого наркомата создавались рабоче-крестьянские инспекции в губерниях и уездах.

Считалось, что политика военного коммунизма была вынужденной. Однако, если вспомнить содержание и сущность проводимых большевиками преобразований, это выглядит не совсем так. Конечно, большое значение имела сама ситуация в Советской республике. Которая напоминала положение осадной крепости, в которой уже начались и голод, и мор. И все-таки военно-мобилизационная и реквизиционная система периода гражданской войны выросла на сплетении множества факторов. Когда отсутствует четкая программа действий, как было у большевиков (сначала возьмем власть, а потом посмотрим), то конкретные шаги в той или иной области во многом диктуются складывающейся обстановкой, а из этого затем извлекаются теоретические и идеологические постулаты, привязанные к марксистской доктрине, но часто прямо противоположные тому, что задумывалось в теории. На этой основе складывается своеобразная идеология военного коммунизма.

Нельзя не обратить внимания, что социально-экономические преобразования большевиков шли по линии ускорения под влиянием революционного нетерпения и экстремизма. Распад товарно-денежных отношений, рынка, натурального хозяйства, постоянная угроза голода в столицах и промышленных центрах также ускорили введение мер военно-коммунистического характера, или, как писал Ленин, «непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению продуктов».

Снабжение Красной Армии, численность которой на протяжении 1919 г. возросла с 1,7 до 4,4 млн. человек требовало слаженности и единства действий различных органов. Возникает целая система учреждений, в задачи которых входило подчинение всей экономики нуждам фронта. Поначалу все они создавались в традициях революционного времени на основах коллегиальности и широкого представительства различных органов и организаций. Однако постепенно в них усиливается тенденция к персонификации, личной ответственности. Совет Обороны определял главные направления работы ВСНХ, его главков и центров, каждый из которых представлял собой своеобразную государственную монополию в каждой отрасли производства (Главметалл, Главтекстиль, Главсахар и т.д.). До конца 1919 г. было создано более 40 таких главков и центров. Главкизм был одной из характерных черт военного коммунизма. Наряду с этим, СО назначал своих комиссаров, обладающих чрезвычайными полномочиями. 8 июля 1919 г. декретом ВЦИК председатель ВСНХ Рыков был назначен чрезвычайным уполномоченным СО по снабжению Красной Армии (Чусоснабарм) в составе РВС. Он был наделен правами использования любого аппарата, смещения и ареста должностных лиц, реорганизации и переподчинения учреждений, изъятия и реквизиции товаров со складов и у населения под предлогом «военной спешности». В ведение Чусоснабарма были переданы все заводы, работавшие на оборону. Для управления ими был образован Промвоенсовет, постановления которого тоже были обязательными для всех предприятий. Система чрезвычайных органов, подчиненная нуждам войны (система ЧУСО), - еще одна черта военного коммунизма.

Милитаризация управления сопровождалась и приспособлением организации труда к военной обстановке. Раньше всего это проявилось в топливной промышленности. Т.е. в одном из самых узких мест советской экономики (постановление СО от 27 июня 1919 г.). К концу года была объявлена на военном положении вся промышленность. Последовательно проводились в жизнь меры по осуществлению трудовой повинности и снабжению рабочей силой военных заводов. Для решения военно-оперативных задач стали использоваться трудмобилизации среди населения (для заготовки дров, военно-строительные работы и т.п.). Происходило ужесточение трудовой дисциплины. В конце 1919 г. СНК принял постановление о рабочих дисциплинарных судах, где среди прочих мер воздействия предусматривалось отправление в концентрационный лагерь.

Комплекс проводимых мер вел к неизбежной централизации всей работы в деле производства, снабжения и распределения. Крайнее истощение и скудность ресурсов также способствовали централизации. Центральные органы стремились сконцентрировать в своих руках все ресурсы и распределять их по нарядам и ордерам, подписанных комиссарами. Сам коммунизм начинает отождествляться с централизмом тоже вопреки тому, что говорилось в теории о развитии самоуправления. Начали возникать разговоры о едином народнохозяйственном плане, утопические грандиозные проекты, свойственные революционному времени. На практике же на самом высоком уровне приходилось заниматься самыми прозаическими вещами вроде заготовки дров, сена, изготовления валенок для армии и т.д.

Натурализация экономики – еще один признак военного коммунизма. Поставив своей целью ликвидацию рынка, товарно-денежных отношений, большевики понимали, что немедленно этого добиться невозможно. Однако развал финансового хозяйства и обесценивание денег способствовали тому, что эта идея стала быстро материализовываться в Советской республике. Экономика начинает работать как бы для единого котла и снабжение из общего котла. Купля и продажа отмирают. Свободная торговля хлебом запрещается. Деньги вроде бы в ходу, но существенной роли не играют. В конце 1918 г. СНК специальным декретом возложило на Наркомпрод снабжение населения товарами первой необходимости через государственную и кооперативную сеть и потребовал от главков ВСНХ передачи Наркомпроду соответствующей части промышленной продукции. вся производственная продукция, а также пополняемая путем конфискаций, реквизиций, причем зачастую без каких-либо выкупов и платежей, размещалась на складах. Отпуск товаров осуществлялся централизованно обычно без оплаты. Железные дороги также были обязаны перевозить грузы бесплатно. Последовательность военно-коммунистических мер включали в себя отмену платы за городской, железнодорожный транспорт, за потливо, фураж, за продовольствие, за предметы широкого потребления, за медицинские услуги, за жилье и т.д. Декреты, вводящие «коммунизм» на всем протяжении его истории, следовали одни за другим. Одновременно шла натурализация вознаграждения за труд в виде пайков, натуральны выплат. Всячески поощрялось ведение натурального хозяйства на заводах и фабриках на специально выделенных Наркомземом участках земли.

В деревне продовольственная диктатура в начале 1919 г. перерастает в систему продразверстки. Все произведенные крестьянами «излишки» продовольствия подлежали отчуждению со стороны государственных законодательных органов, за вычетом так называемой «потребительской нормы» и «воспроизведенного фонда». Те, кто не подчинялись, относились к кулакам. К ним применялись суровые меры вплоть до расстрела. Взамен «излишков» в деревню должны были направляться промышленные товары для распространения преимущественно среди бедноты: ткани, соль, сахар, керосин и т.д. Ввиду милитаризации экономики товаров в деревню за годы гражданской войны было поставлено очень мало.

Такой выглядела система военного коммунизма, пытавшаяся организовать единое государственное хозяйство на коммунистических началах без рынка, без денег на основе прямого продуктообмена. Эта система характеризовалась полным отсутствием экономических рычагов, господством администрирования. Военно-приказного управления. Такой коммунизм по сути своей и по условиям того времени был бедным, нищенским, казарменным.

Подобно тому как чрезвычайные, подчас нечеловеческие усилия помогают выстоять при осаде крепости, так и система военного коммунизма позволила большевистскому режиму выжить и одержать победу.

2. Национально-государственное строительство

Особую сложность решение задач социалистического строительства приобрело в районах, где велик был процент нерусского населения. Ход войны в огромной степени зависел от решения национального вопроса. Еще в конце 1917 г. была принята “Декларация прав народов России”, предоставлявшая право нациям на самоопределение. И народы России воспользовались этим правом.

Право на самоопределение, признанное в Декларации прав народов России, в первые годы советской власти осуществлялось по-разному из-за особенностей условий жизни каждой нации. Многое зависело от географического положения, значения для нового государства данного региона, международного окружения, масштаба национального движения. Некоторые народы – поляки, финны, литовцы, латыши, эстонцы – завоевали свою независимость в основном благодаря поддержке европейских стран, стремившихся уберечься от «большевистской заразы» с помощью «насыпи», сооруженной на западных границах России. Другие автономии оказались менее прочными, например украинская. Будучи настоящей «экспериментальной лабораторией» противников советской власти. Сделав ставку на побежденную Германию, далекую Францию и Польшу, только что проигравшую России, и, что самое главное, явилась одной из богатых частей Российской империи, Украина утратила независимость, казалось полученную после Брест-Литовска. Белоруссия, наоборот, национальное движение находилось в зачаточном состоянии, получила статус суверенной республики с расчетом на то, что она, с одной стороны, покажет образец сближения с Россией, к которому все остальные республики отнеслись без воодушевления, а с другой – поможет «добыть» Литву. В феврале 1919 г. на съездах Советов Белоруссии и Литвы по инициативе местных большевиков. По преимуществу русских, был провозглашен союз других республик. Это позволяло сделать всегда стремившуюся к независимости Литву частью искусственно созданной белорусско-литовской общностью, где большинство населения благоволили к России (белорусов там было гораздо больше, чем литовцев). Осуществлению этого замысла помешала Польша, оккупировавшая данные территории.

Когда большевики пришли к власти, ситуация в Закавказье была сложной не только из-за межнациональных конфликтов, различий в религии, культуре, экономических интересах, но и из-за близости Турции от границ Грузии и Армении. Одностороннее решение центральных властей отдать Турции, согласно Брест-литовскому договору, Батум, Карс и Ардахан вызвало отделение Закавказья. 25 апреля 1918 г. была провозглашена Закавказская республика. Спустя месяц она развалилась под напором национальных раздоров на три независимых государства, каждое из которых возглавлялось определенной политикой партий: меньшевики – в Грузии, дащнаками – в Армении, муссаватистами – в Азербайджане. Летом 1918 г. армянская и азербайджанская независимость были потеряли на несколько месяцев в результате наступления турецких войск. Грузии удалось отстоять свою свободу благодаря усилиям, направленным на поиски поддержки иностранных государств: сначала Германия (договор с ней был подписан 28 мая 1918 г.), затем – Англии. До 1920 г. внутренняя и международная обстановка вынуждала большевиков к осторожности в отношениях с Закавказьем. В конце гражданской войны уход англичан из этого экономически богатого и поэтому жизненно важного для Советского государства региона дал возможность большевикам снова его завоевать. Азербайджан был завоеван очень быстро: в апреле 1920 г. большевистски настроенный Военный революционный комитет низложил муссаватитское правительство и призвал Россию на помощь. Такой прием стал впоследствии расхожим. Он заключался в том, что всегда и везде находились большевики-«инородцы», желавшие союза с Россией, которых центральные власти считали партией революционной зависимости. От их имени Красная Армия выступила против сторонников независимости. Судьба Армении была окончательно решена только в ноябре 1920 г., так как объявлению ее Советской республикой мешала борьба за власть в Турции. В течение этого времени (1920 г.) меньшевистской Грузии удалось сохранить свою автономию. 7 мая она даже подписала с РСФСР договор, признающий независимость Грузии. Подписание договора свидетельствовало о временно неблагоприятном международном положении для центральной большевистской власти, ведущей войну с Польшей. К тому же грузинское правительство приобрело определенный международный авторитет и симпатию европейских социалистов. Тем не менее Грузии испытывала двойное давление: изнутри со стороны грузинской компартии (секретная статья договора от 7 мая вынуждала грузинское государство узаконить ее деятельность), и извне, со стороны Кавбюро (Кавказское бюро) и Красной Армии, которая снова захватила Баку и подошла к границам Грузии. 12 февраля 1921 г. под предлогом прекращения «межнациональных конфликтов» между грузинами и армянами Красная Армия вступала в Грузия, и 25 февраля в Тифлисе была провозглашена Советская республика.

В исторической цепи удачных или неудачных попыток самоопределения прослеживаются определенные закономерности: продолжая заявлять о праве народов на самоопределение, новая власть подчинила это право интересам социалистического государства. Жизненной необходимости сохранить в данном случае украинское зерно, нефть и рудные месторождения Кавказа.

Руководство национально-государственным строительством осуществлял народный комиссариат по делам национальностей, созданный в числе первых советских комиссариатов. В структуре комиссариата были созданы отделы по национальностям. В качестве отделов Наркомнаца функционировали следующие национальные комиссариаты: латышский, польский, еврейский, украинский, литовский, эстонский, белорусский, мусульманский, немецкий, финский и другие. Эти комиссариаты занимались вопросами самоопределения. Со времени самоопределения народа они упразднились.

Внутри РСФСР многие народы воспользовались правом областной и территориальной автономии. Первой автономной республикой в составе РСФСР стали Туркестанская республика (апрель 1918 г.). Позднее были образованы: Башкирская автономная республика (1919 г.), Татарская автономная республика (1920 г.), Киргазская (Казахская) автономная республика (октябрь 1920 г.), Дагестанская и Горская автономные республики (ноябрь 1920 г.). В 1920 г. создаются первые автономные области (Чувашская, Удмурдская, Марийская и Колмыкская).

Во вновь образованных советских республиках в годы гражданской войны постепенно формировался государственный аппарат.

В декабре 1917 г. - в Харькове было избрано Временное народное правительство УкраиныВ январе 1919 г. - образован Совет народных комиссаров Украины, под председательством – А.Л. Раковского. В состав его вошли: нарком земледелия – А.В. Колегаев, нарком продовольствия - А.Г. Шлихтер, нарком по военным делам - Подвойский, нарком по внутренним делам – К.Е. Ворошилов, командующий войсками - Антонов-Овсеенко.

В ноябре 1919 г. III Всеукраинский съезд Советов принял конституцию, избрал Исполнительный Комитет Советов - ВУЦИК. Председателем ВУЦИК до 1939 г. был Г.И. Петровский.

В июле 1920 г. была образована Белорусская республика. Литовско-Белорусская республика была разъединена. В ноябре 1920 г. - III съезд компартии Белоруссии принял решение о разделении объединенной компартии Литвы и Белоруссии. В декабре 1920 г. - II Всебелорусский съезд советов избрал ЦИК и СНК Белоруссии.

Армянская советская республика.

Между Советской Россией и другими советскими республиками были заключены двухсторонние договоры. 30 сентября 1920 г. был заключен договор между РСФСР и Азербайджанской Советской республикой; 28 декабря 1920 г. - между РСФСР и Украинской советской республикой; 16 января 1921 г. - между РСФСР и Белорусской советской республикой; 21 мая 1921 г. - между РСФСР и Грузинской советской республикой.

Декларация прав народов России, формально поставившая проблему внутренней политической организации нового государства (будет ли оно централизованным или федеральным?), но не давшая на нее ответа, признавала, что в качестве альтернативы расколу существует «добровольный и честный союз народов России», которые. Как было заявлено, равны между собой. Несмотря на то что Ленин был против федерализма, перед угрозой развала бывшей Российской империи он решил основать новое, советское государство на принципе федерации. Во второй статье Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа говорилось: «Советская Российская республика утверждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик». Кроме всего прочего, в документе уточнялась процедура присоединения к России: решение об этом должно было приниматься на съезде Советов каждой национальности. Однако федерация мыслилась как переходный этап в преддверии мировой революции, как обязательный шаг на пути к союзу и преодолению национальных различий. В марте 1918 г. Ленин писал, что федерация наций – это «переход к сознательному и более тесному единству трудящихся». Первая советская конституция, принятая в июле 1918 г., умалчивала о политическом наполнении этого союзного устройства и его функционировании.

С 1918 по 1922 г. развитие Союза шло по двум направлениям:

- вхождение республик и автономных областей в Российскую Федеративную Республику,

- двусторонние договоры между теоретически независимыми республиками и Российской Федеративной Республикой.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите чрезвычайные органы Советского государства?

2. Объясните понятие «военно-политический союз советских республик».

3. Назовите причины перехода к политике «военного коммунизма».

4. В чем суть системы «главкизм»?

ТЕМА 12. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ НЭПА

1. Оценка сущности нэп. Изменение системы государственного управления экономикой

Концепция «вынужденного отступления». Развитие событий представлялось лидерами партии и государства и, прежде всего, Лениным именно как некое вынужденное отступление: перегруппировка сил, необходимость «некоммунистическими руками строить коммунизм» /Ленин/, продержаться до нового революционного подъема в Европе.

Ленин и НЭП. Ленин признает некоторые иллюзии преобразующего всемогущества пролетарского государства. При этом остается в силе основополагающая доктринальная установка- «строительство социализма» силами этого государства. У Ленина четко выражена установка «кто-кого» и одновременно он делает шаг в сторону плюралистического видения путей к социализму. На этом пути Ленин-политик «реабилитирует» некоторые положения социалистической теории, что находит отражение, например, в идее строя «цивилизованных кооператоров».

Характерен широчайший спектр ленинских суждений по вопросам новой экономической политики: и идеи проверки жизнеспособности трестов рынком /XI съезд/ и требования усиления государственного вмешательства в частноправовые отношения /письмо к Курскому/. Позиция Ленина как главы государства – позиция поиска точек соединения различных классовых, групповых, ведомственных интересов, факторов рыночной организации экономики с государственным целенаправленным воздействием на неё.

Экономические уступки, прежде всего крестьянству, хозяйственное оживление позволили отказаться от политических уступок. Образовались даже своеобразные «ножницы» государственной политики: экономическая либерализация и «статус кво» основ политической системы. Происходило даже определенное усиление политической и идеологической нетерпимости: 1922 год – процесс над эсерами, высылка большой группы интеллигенции и крупных ученых; 1923 год – на XII съезде партии Зиновьев четко определил диктатуру пролетариата в форме диктатуры партии.

Легализованная многоукладность резко ставила проблему согласования различных социально-экономических интересов. Идеи планирования актуализируются в это время именно в связи с острейшей необходимостью увязать воедино части «разбегающегося» хозяйства, прежде госсектора. Партия, как стержень политической системы, становится носителем функций определенного типа общественной интеграции в масштабах огромной державы. Этот тип характеризуется четко выраженными идеологическими и организационными началами, компенсирующими неразвитость экономической интеграции.

Противоречивость государственного курса в области социальной политики: декларации о необходимости разграничения функций партийных и советских органов, активизации самодеятельности Советов и реальное усиление власти партаппарата. Практика активизации Советов в середине 20-х годов отразила рост социальной напряженности, особенно в отношениях между городом и деревней. Итоги выборов в Советы, прежде всего сельские, демонстрировали растущее недовольство крестьянства своим хозяйственным положением и грубым диктатом партийных и государственных органов.

Политическая система была строго привязана к интересам государства. Государство, вырастающего из революционно – харизматического типа власти, не было сориентировано своим строением на постоянную гармонизацию /наравне с принуждением/ разнородных социальных интересов, и поэтому встало перед необходимостью наращивания собственной диктаторской мощи во всех сферах жизни общества.

Политика трестирования, оставляя в руках государства ключевые промышленные предприятия, одновременно развивала отраслевую монополистическую структуру, которая в условиях хозрасчетной ориентации, незамедлительно заявила о себе стремительным ростом цен на промышленные товары. Слабость рыночных связей, финансовой системы побуждали тресты к спекулятивным операциям, накоплению дефицитных натуральных запасов. Во многом это было связано с тем, что подобным образом госпредприятия стремились как-то восполнить острейшую недостачу оборотных средств, укрепить производство, улучшить условия для рабочих.

Интересы промышленных предприятий и учреждений начинают резко сталкиваться с позицией Наркомфина, держащего курс на оздоровление финансовой системы, достижение рыночного равновесия при сбалансированности товарных и денежных потоков и проводящего с этой целью политику сокращения дефицита госбюджета, в том числе и путем жестких кредитно-ограничительных мер в отношении госпромышленности. С лета 1922 года начинает усиливаться волна забастовок в промышленных центрах страны, связанных с нестабильностью функционирования предприятий, в частности с такой часто повторяющейся причиной как задержка выдачи заработной платы. Весна 1922 года – первые серьезные симптомы кризиса сбыта.

Вхождение в НЭП ознаменовало собой активный рост частнопредпринимательской деятельности, вырывающейся из узд государственного регулирования, точнее говоря, пользующегося его слабостью, неотлаженностью. Хозяйственный подъем в стране сопровождался ростом реальной хозяйственной независимости /в том числе и в госсекторе/ на рельсах развивающихся рыночных связей. Проблема интегрирующей силы в экономике страны остро вставала для политической власти в качестве главного условия ее стабильности.

Осень 1923 года – кризис сбыта – апофеоз развертывания государственной промышленности на основе монопольно высоких цен. Предел – низкая покупательская способность основной массы населения, прежде всего крестьянства. Реакция государственной власти – усиление ее вмешательства в экономику: принудительное снижение отпускных цен, замораживание оптовых, провозглашение курса на расширение емкости внутреннего рынка за счет снижения себестоимости продукции госсектора. Подобный курс оказался по сути лишь красивой политической декларацией, призванной «выпустить пар» социально-политической напряженности и тем самым обезопасить партийно-государственную власть, ее руководство.

Многоукладная система и механизм выхода из кризиса 1923 года. Усиление государственного вмешательства укрепляло разобщенность рынка, распадение его на рынок с высокими ценами /инфляционный/, на котором функционировал и получал выгоды частный сектор /прежде всего частно – торговый/ и рынок с низкими ценами /деинфляционный/, издержки которого выпадали на долю промышленных предприятий госсектора.

Частный и государственный сектора в этих условиях оказывались все более в неравных условиях, механизмы их функционирования все более расходились, что обусловливало рост противоречий в их взаимоотношениях. Госсектор терял реальные возможности рыночного воздействия на иные, рыночно-ориентированные, хозяйственные формы. Деформированный государственным вмешательством рынок приспосабливал и принимаемые регулирующими государственными органами решения, в результате которых госсектор не стимулировался, а частный не регулировался. Помимо этого, деформированный рынок создавал питательную почву для всевозможных спекулятивных соблазнов – операций, использующих конъюнктуру двойных цен. Все это в совокупности, после ряда периодов шатаний в отношении частного сектора на протяжении 1924 – 26 гг., обусловило неизбежность наступления государства на его позиции с целью вытеснения.

Осень 1922 – осень 1923 гг. – именно в этот период во многом очерчиваются судьбоносные факторы страны и НЭПа, еще во многом неосознаваемые в своей значимости лидерами партии и государства:

- частичный успех в Генуе в то же время рассеял надежды на возможность серьезно опереться на иностранный капитал,

- затухание последних искр революционного пожара в Европе оставляло государство «диктатуры пролетариата» один на один с внешними «классовыми врагами» и «несоциалистическими» классами внутри страны,

- жестко очерчена монополия внешней торговли, защитившая и одновременно ослабившая от воздействия мирового хозяйства,

- мощный импульс государственно-административного вмешательства в экономику, по сути определивший направление ее дальнейшего развития.

На повестку дня все острее вставал вопрос об изменении форм хозяйствования в аграрном секторе в качестве главного условия удержания государственной властью взятой «ноты» в осуществлении политики индустриальной модернизации.

В политических декларациях о курсе экономической политики на протяжении особенно 1923 – 27 гг. прослеживаются две противоречивые линии: о необходимости достижения экономической смычки с крестьянством, учете емкости внутреннего рынка и ориентация на усиление государственного вмешательства с целью скорейшего подъема и реконструкции госпромышленности.

1925 год – провозглашение доктрины «строительства социализма в одной стране» «вместе с крестьянством». При этом на XIV съезде Сталин говорил о европейском пролетариате как о самом верном и главном союзнике Советского государства.

Принятие подобной доктрины в качестве основы политического курса явилось, по сути, принятием необходимости осуществления индустриализации собственными силами.

И развиваемая Бухариным теория «врастания в социализм» (кстати, в различных оттенках весьма распространенная в марксисткой социал-демократии), и моделируемая Преображенским неизбежная экспансия госсектора под воздействием закона «первоначального социалистического накопления» исходили в целом из единого монистического видения социализма (по типу государственной монополии, государства – треста).

Бухаринские иллюзии, стремившиеся совместить несовместимое – усиление государственного воздействия с постепенностью преобразований и покорностью частного сектора – быстро рассеялись. При этом весьма показательно то, что многие основополагающие экономические установки Бухарина особенно в 1924 – 26 гг. мало, чем отличались от существа предложений Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова, Л.Н. Юровского, В.А. Базарова, что, однако не помешало Бухарину занимать, по крайней мере, сдержанно-критическую позицию в отношении их рекомендаций.

Идея социализма по сути становилась идеей национально-специфических путей развития. В то же время она впитывала в себя великодержавный традиционализм в условиях необходимости индустриальной модернизации.

Получившая главный импульс с «крестьянского поля», новая экономическая политика могла развиваться на рыночных основаниях и при этом трансформироваться из «восстановительной» в «реконструктивную» только инициируя развитие крестьянского хозяйства, рост его товарности, а, следовательно, и дифференциации. Дальше же: неизбежность скорейшего поиска своего, прежде всего аграрно-сырьевого, места в мировом разделении труда, новых акцентов в развитии экономической структуры. В конечном итоге речь шла о типе развития, ориентированного на расширение емкости внутреннего рынка, рост потребления, реального накопления не на основе экспроприаторской и перераспределенческой мощи государственной организации, а на основе, прежде всего раскрепощения и развития хозяйственной самостоятельности населения, человека (как здесь не вспомнить бухаринское «обогащайтесь!»).

Подобная перспектива потребовала бы качественной социальной и идеологической переориентации государственной власти, обуздания ее же индустриальных, великодержавных амбиций. Нетрудно представить, что для существовавшей в 20-е годы системы власти это означало полное самоотрицание. Насколько реальна была такая возможность? Ответ дала сама НЭПовская действительность… Для государственной власти переход к чрезвычайным мерам, а от них к изменению социальной природы крестьянства (как условию выкачивания ресурсов) и общей трансформации хозяйственной системы был вполне логичен.

Эволюция Советской России в 20-е годы – один из уникальных исторических сюжетов того, как государственная власть, по сути, активно формирует хозяйственную систему в соответствии со своими интересами.

2. Национально-государственное строительство в годы нэпа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: