Управление обороной страны

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

ТЕМА 16. АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ

В связи с образованием СССР крупные преобразования происходили и в системе органов управления вооруженными силами. Организация вооруженных сил и руководство ими были отнесены к компетенции Союза ССР, 6 июля 1923 г. был создан общесоюзный наркомат по военным и морским делам СССР.

В 1924 г. специальной комиссией под председательством С.И. Гусева была проведена инспекция Красной Армии. Комиссия пришла к выводу, что Красная Армия небоеспособна.

С 1924 г. началась реорганизация армии. Она проводилась под руководством двух видных военных деятелей - М.В. Фрунзе и С. И. Гусева. Реформа включала: 1) реорганизацию центрального и местного военного аппарата; 2) введение смешанной кадрово-милиционной системы комплектования армии; 3) перевод войсковых частей на новую штатную организацию; 4) введение единоначалия в армии.

Суть реформы заключалась в переходе к смешанной территориально-милиционной системе комплектования армии. Кадровая армия сохранялась, но в нее направлялось лишь 25-30 % призывников, что не могло обеспечить интересы обороны страны в случае военных действий. Все остальные призывники проходили службу в территориально-милиционных частях по месту жительства и без отрыва от производства. На протяжении четырех лет военнообязанные ежегодно призывались на сборы сроком не более пяти месяцев.

Территориально-милиционные формирования создавались главным образом в стрелковых частях. Виды вооруженных сил, насыщенные техникой, а также пограничные войска, военно-морские, военно-воздушные силы и артиллерия оставались кадровыми. В 1925 г. в Красной Армии было 46 территориальных и 31 кадровая дивизия. Реформа юридически была закреплена Законом об обязательной военной службе от 18 сентября 1925 г. Согласно закону, Вооруженные Силы СССР делились на сухопутные, морские, воздушные и войска специального назначения (ОГПУ и конвойная стража). Военная служба была обязательна для мужчин с 19 до 40 лет. Действительная военная служба кадрового состава продолжалась пять лет, переменного состава - не более 8-12 месяцев на периодических учебных сборах, пребывание в запасе - 14 лет.

Радикально был перестроен и аппарат военного ведомства. В марте 1924 г. была ликвидирована должность главнокомандующего поскольку в мирных условиях в ней не было надобности. Вместо единого Штаба РККА были образованы три органа управления - Штаб РККА, Административное управление РККА, Инспекторат РККА.

Нарком по военным и морским делам одновременно являлся и председателем Реввоенсовета СССР. РВС СССР находился при наркомате на правах коллегии. Реформа затронула и РВС: 26 января 1925 г. во главе его был поставлен М.В. Фрунзе, в состав вошли А.С. Бубнов, С.М. Буденный, Г.К. Орджоникидзе, М.Н. Тухачевский, И.С. Уншлихт и др. Командующие войсками военных округов и отдельных армий подчинялись непосредственно РВС СССР.

Вся территория страны делилась на военные округа, а те в свою очередь - на территориально-милиционные округа комплектования (корпусные, дивизионные и губернские). При создании террокругов сначала не учитывались национальные границы республик, но с января 1925 г. территориальные управления создавались с учетом республиканских границ.

Что касается военно-морских сил, то они, как и раньше, строились по системе морей и флотилий и подчинялись непосредственно центральным органам.

Территориально-милиционная система комплектования армии существовала до середины 30-х годов, когда началась реорганизация военного управления. В начале 30-х годов Советское государство предприняло меры по дальнейшему укреплению вооруженных сил: было проведено перевооружение армии (территориально-милиционные формирования упразднялись, армия стала кадровый), расширена сеть военных учебных заведений.

В 1934 г. был ликвидирован Реввоенсовет, а Наркомат по военно-морским делам реорганизован в Наркомат обороны СССР. Нарком стоял во главе Красной Армии. Все военно-морские силы были сведены в военные округа, армии, флоты; их командующие подчинялись непосредственно наркому. При наркомате и во главе с ним как совещательный орган действовал Военный совет, члены которого утверждались СНК СССР. 22 сентября 1935 г. Штаб РККА был переименован в Генеральный штаб Красной Армии. В его руках сосредоточилась непосредственная разработка всех вопросов строительства советских вооруженных сил.

К 1939 г. окончательно завершился переход от территориально-милиционной к кадровой системе комплектования армии. Это потребовало иного подхода к вопросам национального военного строительства. Весной 1938 г. были упразднены все национальные формирования и военные школы и повсеместно введен эктерриториальный принцип комплектования армии. В сентябре 1939 г. четвертая сессия Верховного Совета приняла Закон СССР “О всеобщей воинской обязанности”, который увеличил сроки действительной службы. Ежегодно увеличивались ассигнования на нужды обороны. Численность Красной Армии к сентябрю 1939 г. превысила 2 млн. чел., а к 1 января 1941 г. - 4 млн., в том числе: сухопутные войска - 80,6 %, военно-воздушные силы - 8,6 %, военно-морской флот - 7,3 %, войска ПВО - 3,3 %. Была значительно расширена сеть военных учебных заведений. Создавались новые академии и средние военно-учебные заведения. К 1941 г. действовали 19 академий, 10 военных факультетов при гражданских вузах, 7 военно-морских училищ, где обучались 37 тыс. чел., значительно выросло количество средних учебных заведений - к лету 1941 г. их было 203, число слушателей в них составило 238 тыс. чел.

Репрессии 1936 - 1939 гг. обострили кадровую проблему. Снижался общий уровень подготовки комсостава вооруженных сил: лишь 7 % высшего состава имели специальное высшее образование, а 37 % не имели даже среднего. К 1938 г. некомплект начальствующего состава в армии в связи с репрессиями оставлял 34,4 %. В самый канун войны для укрепления командно-политических кадров четверть общего количества репрессированных была возложена в армию (К.А. Мерецков, К.К. Рокоссовский, Л.Г. Петровский и др.), шел быстный процесс выдвижения молодых командиров из числа выпускников академий и училищ (к началу 1940 г. 70 % командиров полков и свыше 70 % командиров девизий занимали эти должности лишь около года), щедро раздавались воинские звания, в том числе и самые высокие, широко практиковалось награждение орденами и медалями, улучшалось материальное положение командиров. Однако все это не смягчило удара, нанесенного армии репрессиями. Не миновали они и управленческий аппарат. Была репрессирована значительная часть аппарата Наркомата обороны СССР, почти весь аппарат Генштаба, стратегической разведки, преподаватели военных академий. Частая смена начальников Генштаба (за год - с лета 1940 до лета 1941 г. - они четырежды менялись: Б.М. Шаповников, К.А. Мерецков, Г.К. Жуков, вновь Б.М. Шапошников) не позволяла вновь назначенным руководителем освоится.

Единый Наркомат обороны СССР существовал до 1937 г. В 1937 г. в связи с ростом военно-морского флота и необходимостью усилить его боевую мощь был образован Наркомат военно-морского флота СССР.

27 апреля 1937 г. в целях координации всех мероприятий по вопросам обороны страны по постановлению ЦК ВКП(б) при СНК СССР был создан Комитет обороны СССР, одновременно упразднялся СТО СССР.

Все эти перестройки в органах управления обороной страны проводились в условиях ведения локальных боевых действий у озера Хасан (июль 1938 г.) и в районе Халкин-Гола (весна 1939 г.) против японских войск, на Карельском перешейке (осень 1939 г.), где 105 дней длилась война с Финляндией (28 ноября 1939 г. Советский Союз в одностороннем порядке денонсировал пакт о ненападении с Финляндией, и войска перешли границу). С большим трудом был достигнут компромисс и 12 марта 1940 г. подписан мирный договор. Эта война показала, что армия не готова к ведению современной войны. Всю вину за неудачи Сталин взвалил на наркомат обороны К.Е. Ворошилова, которого 7 мая 1940 г. сменил на этом посту С.К. Тимошенко. В июне 1940 г. был назначен новый состав Главного военного совета РККА, изменился состав Комитета Обороны. И хотя СССР значительно укрепил свои северо-западные рубежи, нов ходе этой войны обнаружились слабые стороны Красной Армии, престиж государства упал, страна оказалась в международной изоляции (СССР был исключен из Лиги Наций).

Начало Великой Отечественной войны внесло существенные изменения в организацию военного управления.

В период войны целый ряд высших партийных и государственных постов занимал Сталин. Он был одновременно Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем СНК СССР (с 6 мая 1941 г.), Председателем ГКО, Верховным Главнокомандующим (с 8 августа 1941 г.), наркомом обороны СССР (с 19 июля 1941 г.), Председателем Транспортного комитета ГКО. 23 июня 1941 г. ЦК КПСС и СНК СССР приняли решение о создании коллективного органа стратегического руководства - Ставки Главного командования Вооруженных сил СССР. В нее вошли нарком военно-морского флота Н.Г. Кузнецов, И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, С.М. Буденный. При Ставке был создан институт постоянных советников в составе Б.М. Шапошникова, К.А. Мерецкова, Н.Ф. Ватутина, Н.Н. Воронова, А.И. Микояна, Н.А. Вознесенского, А.А. Жданова и др.

Однако первые три недели войны показали, что необходимо изменить систему руководства действующей армией. Управлять фронтами непосредственно из Ставки было трудно, и 10 июля 1941 г. ГКО постановил образовать три главных командования во главе с главнокомандующим по направлениям: северо-западное (К.Е. Ворошилов), западное (С.К. Тимошенко), юго-западное (С.М. Буденный).

Жесткая централизация в условиях войны диктовалась необходимостью сосредоточить все силы и ресурсы в едином центре. Но будучи замкнутой на узком круге лиц, она лишила всю систему управления гибкости, сковывала инициативу. В начале войны нередко были случаи, когда Ставка брала на себя функции командующих фронтами и даже армиями, принимала за них решения, требуя лишь слепого подчинения.

Важную роль в армии и на флоте играли политорганы. Общее руководство партийно-политической работой в армии осуществляли Главное политическое управление (ГПУ) РККА и Главное политическое управление ВМФ (оба - на правах военных отделов ЦК партии. К концу войны в армии действовало более 2 тыс. политорганов, около 78 тыс. первичных организаций.

30 мая 1942 г. для объединения руководства партизанской борьбы в тылу врага в общесоюзном масштабе и координации действий партизанских отрядов с частями Красной Армии при Ставке был создан Центральный штаб партизанского движения (начальник - первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П.К. Пономаренко) и республиканские (украинский, белорусский, литовский, латвийский, эстонский) штабы. В тылу врага сражалось в течении всей войны более 1 млн. партизан. Штаб устанавливал связи с партизанскими формированиями, направлял и координировал их деятельность, распространял опять партизанской борьбы, готовил кадры, снабжал партизан оружием, боеприпасами, медикаментами, а главное - организовывал их взаимодействие с войсками.

1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял закон, по которому союзные республики получили право организовывать свои войсковые формирования. В связи с этим Наркомат обороны СССР был преобразован из общесоюзного в союзно-республиканский, и союзные республики получили право создавать республиканские наркоматы обороны. Но практически ни одна республика их не создавала.

С окончанием войны войсковые формирования фронтов, Ставка и все полевые органы были упразднены. В июле 1945 г. был принят закон о демобилизации личного состава Советской Армии, в результате чего миллионы людей вернулись к мирному труду. Последующими указами была произведена демобилизация второй и третьей очереди вооруженных сил. В результате численность вооруженных сил сократилась на 8,5 млн. чел. и составила к 1984 г. 2,8 млн. чел. 25 февраля 1946 г. Наркомат обороны СССР был преобразован в Наркомат вооруженных сил, а Наркомат военно-морского флота упразднен. Теперь руководство всеми вооруженными силами сосредоточилось в одном ведомстве.

Однако в феврале 1950 г. из Министерства вооруженных сил были вновь выделены военно-морские силы и образовано общесоюзное Военно-морское министерство СССР, а Министерство вооруженных сил переименовано в Военное министерство СССР. Общее руководство ими осуществлял Высший военный совет при СМ СССР. В 1953 г. общая реорганизация министерств затронула и эту область: два самостоятельных ведомства объединились в Министерство обороны СССР (союзно-республиканское, с 1977 г. - общесоюзное).

Организация управления всеми вооруженными силами страны строго централизована. Центральным органом управления являлось Министерство обороны СССР (общесоюзное). МО СССР осуществляло свою компетенцию на всей территории СССР, а также в отношении советских войск, находившихся за рубежом, согласно международным договорам и соглашениям. Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР - высший орган военного управления, осуществлявший руководство работой всех центральных и местных военных органов, координацию деятельности главных штабов видов вооруженных сил; главные и центральные управления (кадров, финансирование, вузов, внешних сношений и др.); управления главнокомандующих видами вооруженных сил; органы управления тылом; органы управления строительством и расквартирование войск; Главная инспекция по контролю за подготовкой и боевой деятельностью войск; Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, работавшие на правах отдела ЦК КПСС.

В послевоенные годы вооруженные силы в своем развитии прошли три этапа: первый (1945-1953), когда совершенствовались обычные виды оружия на основе использования опыта Великой Отечественной войны; второй (1953-1959) был связан с созданием и внедрением ракетно-ядерного оружия и другой техники; третий (с 1960 г. до начала 90-х годов) характеризуется освоением и последующим развитием новых видов оружия, коренными изменениями во всех областях военного дела. Большое значение для укрепления вооруженных сил имел принятый в 1967 г. Закон СССР о всеобщей воинской обязанности, который определил порядок прохождения воинской службы, закрепил общую. организацию и состав вооруженных сил.

Советская Армия делилась на виды вооруженных сил: Ракетные войска стратегического назначения (организационно оформлены в 1960 г.), составлявшие основную ударную силу армии; Сухопутные войска (1946 г.) в составе мотострелковых и танковых войск, артиллерии, ракетных войск оперативно-тактического назначения; Войска противовоздушной обороны (1948 г.) в составе зенитных ракетных войск, истребительной авиации и др.; Военно-Воздушные Сила (1946 г.), состоявшие из авиации истребительной, истребительно-бомбардировочной, разведывательной, санитарной, связи; Военно-Морской флот включал подводные лодки, надводные корабли, надводные корабли различных классов, авиацию ВМФ, морскую пехоту и т.п. (основную ударную силу флота составлял океанский ракетно-ядерный флот); Специальные войска (инженерные, химические, связи, автомобильные, дорожные, трубопроводные).

Указом Президиума Верховного Совета СССР 21 марта 1989 г. пограничные, внутренние и железнодорожные войска были выведены из состава Вооруженных сил СССР. Пограничные войска подчинялись КГБ СССР. Управление внутренними войсками осуществляло МВД СССР.

В связи с разрядкой международной напряженности в конце 80-х годов в СССР была разработана новая военная доктрина, основанная на принципе “оборонной деятельности”. В соответствии с ней началось сокращение численности личного состава (на 1 января 1991 г. - до 3760 тыс. чел.), количества вооружений, бюджетных средств, конверсия оборонных предприятий, т.е. перевод мощностей, высвобождаемых от выпуска военной техники и вооружений, на изготовление продукции гражданского назначения. В 1989 г. эта доля составила 43 %.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: