double arrow

Лекция № 9. Даосизм

1. Лао-цзы. «Дао-дэ-дзин»

Одним из важнейших направлений развития мировоззренческой мысли в Китае наряду с конфуцианством был даосизм. В центре вни­мания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти нача­ла постигаются не рациональным путем, конструированием логи­чески последовательных формул (как это делается в конфуцианстве), а с помощью прямого понятийного проникновения в природу существования. Мир пребывает в постоянном движении и измене­нии, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин.

В онтологическом учении именно понятие пути — дао — явля­ется центральным. Цель мышления, по даосизму, есть «слияние» человека с природой, так как он является ее частью. Здесь не обозначается никаких разграничений в отношении «субъект-объект».

Дао — это понятие, при помощи которого возможно дать уни­версальный, всеобъемлющий ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего. В принципе оно безымян­но, везде проявляется, ибо есть источник вещей, но не является самостоятельной субстанцией или сущностью. Само Дао не имеет источников, начала, является корнем всего без собственной энер­гетической деятельности. «Дао, которое можно выразить словами, не есть постоянное Дао; имя, которое можно назвать, не есть постоянное имя... Одинаковость вот глубина загадочности». В нем же, однако, все происходит (дается), оно всепредполагаю-щий путь. «Существует нечто бестелесное, бесформенное, а, однако, готовое и завершенное. Как оно беззвучно! Лишено формы! Стоит само и не изменяется. Проникает всюду, и ничто не угро­жает ему.

Можно полагать его матерью всего сущего. Его имя не знаю. Обозначается как «Дао». Вынужден дать ему имя, называю его совершенным. Совершенное то есть ускользающее. Ускользаю-


щее то есть удаляющееся. Удаляющееся, то есть возвращающее­ся». Дао, однако, не определяет телеологический смысл в вещах.

Онтология "Дао дэ цзин" является атеистической, потому что, согласно Дао, мир находится в спонтанном, непредопределенном движении. Дао есть тождественность, одинаковость, предполагаю­щая все остальное, а именно: Дао не зависит от времени, как поло­са возникновения, развития и гибели Вселенной, но есть фунда­ментальное и универсальное единство мира. Как понятие, выражающее сущее, Дао существует постоянно, везде и во всем, и прежде всего для него характерно бездействие. Не является оно и средством или причиной некоей постоянной, упорядоченной эманации вещей.

Онтологический принцип одинаковости, когда человек как часть природы, из которой он вышел, должен удержать это единст­во с природой, постулируется также гносеологически. Речь здесь идет о согласии с миром, на котором основывается душевное спо­койствие человека. Лао-цзы отвергает какое-либо усилие не толь­ко индивида, но и общества. Усилия общества, порожденные цивилизацией, ведут к противоречию человека и мира, к дисгар­монии, ибо, «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулиру­ет им, того постигнет неудача. Ибо мир это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулиро­вать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: