Чжуан-цзы

Главная жизненная задача человека

Соблюдение «меры вещей» является для человека главной жиз­ненной задачей. Недеяние или, скорее, деятельность без наруше­ния этой меры (увей) является не поощрением к деструктивной пас­сивности, а объяснением сообщества человека и мира на единой основе, которой является Дао.

Чувственное познание опирается только на частности и «заво­дит человека на бездорожье».

Отход в сторону, отстранение характеризуют поведение мудре­ца. Постижение мира сопровождается тишиной, в которой пони­мающий муж овладевает миром. Это радикально противоположно конфуцианской концепции «благородного мужа» (образованного мужа), который должен упражняться в обучении и управлении дру­гими.


Чжуан-цзы (369—286 гг. до н. э.), настоящее имя Чжуан Чжоу, наиболее выдающийся последователь и пропагандист даосизма. В области онтологии он исходил из тех же принципов, что и Лао-цзы. Однако с его мыслями о возможности естественного упорядо­чения общества на основе познания Дао Чжуан-цзы не согласен. Он индивидуализирует познание Дао, т. е. процесс и конечный резуль­тат постижения характера существования мира, вплоть до субъек­тивного подчинения окружающей действительности. Фатализм, который был чужд Лао-цзы, присущ Чжуан-цзы. Субъективную безучастность он рассматривает прежде всего как избавление от эмоций и заинтересованности. Ценность всех вещей одинакова, ибо все вещи заложены в Дао и их нельзя сравнивать. Всякое срав­нение это подчеркивание индивидуальности, частности и поэто­му односторонне. Знание истины, истинности не дано познающе­му человеку: «Бывает ли так, что кто-то прав, а другой ошибается, или так, что оба правы или оба ошибаются? Это невозможно знать ни вам, ни мне, ни другим людям, ищущим истину во мраке». «О чем-то говорим, что оно истинно. Если бы то, что есть истин­ность, должно было быть таким с необходимостью, то не нужно было бы говорить о том, чем оно отличается от неистинности».

Чжуан-цзы при всем своем скептицизме выработал метод пости­жения истины, в результате которого человек и мир образуют един­ство. Речь идет о необходимом процессе забывания (ван), который начинается от забвения различий между истинностью и неистин­ностью вплоть до абсолютного забвения всего процесса постиже­ния истины. Вершиной является «знание, которое уже не являет­ся знанием».

Позднейшая абсолютизация этих мыслей сблизила одну из ветвей даосизма с буддизмом, который утвердился на китайской почве в IV в. и особенно в V в. н. э.

4. «Ле-цзы»

«Ле-цзы» является следующим из даоских текстов и приписы­вается легендарному философу Ле Юйкоу (VII—VI вв. до н. э.), был записан примерно в 300 г. до н. э.

Вэнь-цзы (VI в. до н. э.) был якобы учеником Лао-цзы и после­дователем Конфуция.


С точки зрения позднейшего развития в общем различаются три вида даосизма: философский (дао цзя), религиозный (дао цзяо) и даосизм бессмертных (сянь).

Последовательно отвергая все институты современной им циви­лизации, даосы отвергали религию в общепринятом смысле этого понятия. Отвергая божественное Небо, даосы источником всего счи­тали Дао, которое в их представлении было изначальной бескаче­ственной субстанцией и порождало все вещи. Вещи же состояли из мельчайших «семян», которые можно отождествить с атомами. Даосы рассматривали смерть, как перегруппировку этих «семян», так что человек или часть его становится растением или животным, или их частью. Даосы разрабатывали теорию происхождения чело­века от низших животных.

Если конфуцианство — это китайский экзотеризм, то даос­изм — это китайский эзотеризм. У даосизма много общего с буд­дизмом, который в форме чань-буддизма получил широкое распрос­транение в Китае.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: