Политическая власть. В общем смысле власть понимается как форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения

В общем смысле власть понимается как форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия.

Власть – это:

1) способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей, существенно воздействовать на развитие общества с помощью различного рода средств – авторитета, воли, права, принуждения, а также ресурсов;

2) механизм осуществления решений, принятых каким-то одним лицом или группой лиц и требующих взаимодействия с другими людьми или группами людей, инструмент координации деятельности людей в обществе;

3) производительная или преобразующая способность социальных структур, существующая независимо от индивидуальных факторов (например, власть рыночных сил при капитализме);

4) система властных (государственных) органов;

5) лица, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями;

6) знание-власть и коммуникационная власть – комплексные факторы власти, особенно в условиях информационной эпохи.

Существуют несколько теорий происхождения власти: теологическая, патриархальная, экономическая, теория насилия. Соответственно и власть воспринимается как божественная, «данная свыше», либо биологическая, генетическая, либо зародившаяся в ходе развития экономических отношений.

Макс Вебер предлагал следующую типологию власти:

· традиционная, то есть, основанная на доверии в силу традиции и обычая;

· рациональная, держащаяся на доверии в силу права, закона;

· харизматическая, основанная слепой вере руководителю, вождю.

Власть органично присутствует во всех социальных системах и во всех человеческих обществах. Система власти в любом обществе подразделяется на более мелкие подсистемы власти. Все элементы системы находятся в обратной связи друг с другом. Отдельные личности находятся во многих различных, связанных между собой подсистемах власти. Одна и та же личность может обладать значительной властью дома и быть лишённой её на работе. Поскольку у людей есть стремления и потребности, то те, кто может реализовать их, обладают потенциальной властью. Власть в обществе осуществляется путём предоставления людям необходимых материальных благ и удовлетворения общественных потребностей либо путём лишения этого. Поскольку потребности и стремления людей весьма разнообразны, пути и средства удовлетворения или лишения их тоже очень различны. Поэтому и существует множество «инструментов», или «рычагов» власти. Среди них важнейшими являются насилие, богатство и знание. Взаимоотношения классов, рас, полов, профессий, наций и других социальных и общественных групп претерпевают постоянные перемены под влиянием сдвигов в народонаселении, окружающей среде, технике, культуре и других областях. Эти сдвиги являются источником конфликтов и проявляются в перераспределении источников власти. Столкновения из-за власти необязательно являются негативными явлениями. Колебания, вызываемые одновременными сдвигами власти в различных подсистемах, могут накладываться друг на друга и вызывать резкие сдвиги власти на уровне более крупной системы, частью которой они являются. Этот принцип действует на всех уровнях. Нарушение психики отдельной личности может разрушить семью, конфликт из-за власти между отделами может привести к крушению корпорации; борьба за власть между отдельными регионами и областями может вызвать распад государства. В каждый конкретный момент некоторые из множества подсистем власти, составляющих более крупную систему, находятся в состоянии относительного равновесия, в то время как другие подсистемы далеки от равновесия. Полное равновесие власти невозможно. Нарушения равновесия на одном уровне могут быть сбалансированы на другом. Практически невозможно обеспечить положение, при котором все социальные системы и подсистемы находились бы в идеальном равновесии, а власть равномерно распределялась бы между всеми группами общества.

Власть разных типов различается по ряду взаимосвязанных и пересекающихся признаков:

1) институционные (организованные в форме различных учреждений со структурами руководящих и подчиненных уровней, иерархией отношений распоряжения – подчинения) и неинституционные (неформализованные, без четко выраженных руководящих и исполняющих звеньев) – власть в политических ассоциациях, лидерство в неформальных группах и т.п. типы;

2) по области функционирования различаются политические и неполитические власти, которые, в основном все так или иначе связаны с политикой – происхождением, общими организационными принципами и функциями (экономические, правовые, идеологические и др. власти, власти в родственных и личных отношениях, в кланах, корпорациях и т.п.);

3) по области и объему прерогатив различаются государственная, ассоциативная (партийная, групповая, власть местной администрации и т.д.), власть государства во внешнеполитических отношениях, международная власть всемирных организаций, союзов, блоков стран и интегрированных государственных сообществ;

4) по субъекту власти – парламентская, правительственная, судебная, личная (монархическая – королевская, царская и т.п., президентская), коллективная (партийная, коллегиальная власти руководящих групп, клановая, народная, классовая, власть т.н. правящих сил и т.д.);

5) по структуре правящего субъекта – единоличная, единоначальная (монархическая, самодержавная, диктаторская, директорская и пр.) и полиархическая, образованная группой – олигархией (тип группового самовластия);

6) по применяемым методам различаются власти как господство, насилие, принуждение других видов, убеждение, авторитет (наиболее развитая, престижная и легитимная форма власти, привлекающая своими нравственными нормами, служением обществу, побуждающая следовать ее идеям и принципам), харизматическая власти, эмоционально насыщенная, волевая, интуитивно, но верно отражающая массовые общественные настроения и запросы;

7) по социально-политической природе и структурной организации носителя власти -монархическая, республиканская;

8) по режиму правления – демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и пр.;

9) по социальному типу – феодальная, буржуазная и т.д.

Власть организуется и функционирует в обществе на нескольких взаимосвязанных и взаимодействующих уровнях: макроуровне высших центральных политических институтов, высших государственных учреждений и организаций, руководящих органов политических партий и ведущих общественных организаций; среднем (или промежуточном) уровне, который образуют аппараты и учреждения т.н. среднего звена и местные административные власти регионального, областного и районного масштабов (различные ведомства, агентства, комиссии, советы, префектуры и т.п. учреждения) и микроуровне отношений между людьми, малыми группами и внутри них, которые образуют общую ткань политических отношений, настроений, движений в обществе и сферу его политического и общественного самоуправления. Средний уровень власти связывает два других системой органов управления, через него проходят конкретные решения высших инстанций власти и ответные реакции общества на них. Этот уровень концентрирует основную часть политических должностных лиц и основные кадры политического управления (бюрократии).

Основные виды власти: политическая, экономическая, военная, духовная, семейная. Особое место в этой иерархии занимает политическая власть. Она характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть».

Со времен Аристотеля считается, что политическое несет в себе государство, и в силу этого власть, вне всякого сомнения, есть прежде всего политическое образование как таковое. Однако политическое может быть и вне государства, а власть может быть и неполитической (например, финансовой, экономической). Политическая власть – это та верховно-регулирующая власть, которая определяет правила и привносит образцы и состояние функционирования всех других властей, определяет или фиксирует их устремления и деятельность. По отношению к другим видам власти политическая власть выступает в качестве верховной, так как с ее помощью принимаются решения, обязательные для всех сфер общественной жизни.

Существуют универсальные свойства власти: ее всеобщность (функционирование во всех сферах общественных отношений и политических процессах), способность проникать во все виды деятельности (т.н. инклюзивность), связывать людей, общественные группы и противопоставлять их. Характерное свойство любой власти – скрытность, сакральность. Принуждение выступает как специфическое свойство любой власти и предполагает достижение властвующим субъектом своей цели вопреки неповиновению подвластного объекта путем использования силы или угрозы ее применения. Специфическим свойством государственной власти выступает суверенность – обязательность ее решений для общества. Для политической власти также характерны: легальность (законность), т.е. право использования силы и других средств принуждения в пределах определенного политического пространства, публичность – всеобщий и безличный характер принятия решений от имени всего общества.

Власть делится на: исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительная власть приводит в жизнь законы, принадлежит правительству. Законодательная издает законы, принадлежит парламенту. В России законодательная власть представлена федеральным собранием. Судебная власть следит за исполнением закона и включает в себя 3 элемента: а) конституционный суд (19 человек); б) верховный суд и суды общей юрисдикции; в) высший арбитраж.

.

Любая власть не может не испытывать потребности в системе легимитизации, сущность которой состоит в обосновании и оправдании права властвования существующей в данной стране формы правления. Обеспечение легитимности, или легимитизация – это форма обоснования, которая призвана интегрировать разрозненные институты, отношения, процессы, подсистемы и т.д., тем самым придавая смысл всему социальному порядку. Политическая легимитизация – это признание по меньшей мере большинством общества правомерности господства, действующего в данный конкретный период политического режима. Система легимитизации власти прошла длительный и сложный путь формирования и эволюции. В течение всей истории человечества вплоть до Нового времени определяющую роль в этом отношении играли мифология и религия. Их роль и функции состояли в обосновании идеи божественного происхождения власти.

Вебер полагал, что правители могут претендовать на легитимность своего правления, а управляемые принять его законность на следующих трех основаниях: «авторитет вечного вчерашнего», «исключительные личные качества правителей и «господство легальности».

Отсюда Вебер выводил традиционный, харизматический и правовой типы власти.

Легальная власть возникает на этапе исторического развития, когда в обществе складываются общеобязательные нормы, регламентирующие процессы социального управления. Наиболее развитой формой этого типа власти выступает рациональное государство, где властные отношения легимитируются нормами права. Основным правовым актом такого государства является конституция.

Идеологическая и другая легитимность власти постепенно ослабевают, если не поддерживаются ее реальной эффективностью. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею тех функций и ожиданий (экспектаций), которые возлагает на нее большинство населения и прежде всего наиболее влиятельные политические и экономические слои элиты. В современных условиях легитимность на основе эффективности, в конечном счете, решающий фактор доверия к власти и ее поддержки гражданами. И рационально-правовая, и харизматическая, и др. типы легитимности связаны с надеждами населения на эффективность власти, т.е. удовлетворение ее требований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: