Основные принципы и способы разрешения конфликта

Модели поведения людей в конфликте

Несмотря на то, что люди, обнаружив существующие между ними разногласия, ведут себя абсолютно по-разному, существует всего три модели поведения в конфликте.

1. Агрессивное (враждебное и саморазрушающее)

Модель: "я выигрываю - ты проигрываешь". При агрессивной модели поведения в конфликте люди, защищая свои права, забывают о правах других. В результате почти всегда складывается ложное ощущение победы над "соперником". На самом деле такое поведение только усилиливает конфликт, потому что "хлопая дверью" Вы решаете лишь ту проблему, которая лежит на поверхности.

2. Пассивное (подавляющее, отрицающее себя поведение)

Модель: «я проигрываю - ты выигрываешь».Некоторые люди именно так стараются уйти от решения возникших проблем. Постоянно жертвуя своими интересами ради так называемого спокойствия, они загоняют свои несогласие и недовольство в глубь себя, и в итоге все их проблемы остаются нерешенными!

Будда говорил: "Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным".

3. Агрессивное и пассивное поведение могут лишь усилить возникший конфликт. Во многих ситуациях гораздо полезнее сделать шаг назад, признавать свою долю ответственности за возникновение этого конфликта и подать другому руку в знак примирения. Другими словами, попробовать найти компромис.

Такое поведение принято называть конструктивным.

3. Конструктивное поведение - это когда у обеих сторон сохраняется ощущение достоинства и самоуважения. Модель:" я выигрываю - ты выигрываешь". Именно такое поведение в конфликте приводит к достижению целей. Именно умение найти компромисс повышает уверенность в себе и позволяет сохранить взаимоотношения открытыми.

Существует несколько способов или методов определения причин конфликтного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них - метод картографииконфликта. Суть этого метода состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.

Работа состоит из нескольких этапов.

На первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не “тянет лямку” вместе со всеми, то проблему можно отобразить как “распределение нагрузки”. Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как “общение”. На данном этапе важно определить саму природу конфликта.

На втором этапе выявляются главные участники конфликта. В список можно ввести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе.

Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить.

В результате составления карты проясняются точки совпадения интересов конфликтующих сторон, более ясно проявляются страхи и опасения каждой и сторон, определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации.

В целом, если говорить о решении конфликта, то это, по словам В.Л.Васильева, - устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ “я - высказывание”, т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.

Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: