Раскрытию содержания анализа способствует его структуризация и классификация.
1. По времени проведения и характеру принимаемых решений можно выделить предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ.
Предварительный анализ – это анализ, который предшествует совершению хозяйственных процессов. На основе оценки достигнутого уровня производства продукции, эффективности использования ресурсов в прошлом и степени обеспеченности ими на будущее прогнозируется выполнение показателей на конец отчетного периода.
Оперативный анализ – это такой анализ, когда по данным повседневного учета и контроля за ходом работы предприятия немедленно фиксируются нарушения в организации производства и одновременно устанавливаются причины нарушений. Этот анализ позволяет достаточно активно вмешиваться в ход производства, влиять на его результаты, а не только делать выводы на будущее.
Итоговый анализ – это анализ, который обеспечивает оценку результатов деятельности предприятия за изучаемый период времени. На основании объективной оценки работы предприятия принимаются решения по выявлению резервов и экономическому стимулированию персонала организации. Итоговой анализ является базой для перспективного анализа, выявляющего основные тенденции развитии предприятия.
|
|
2. По направлениям исследования различают анализ ситуационный, финансово-экономический, производственно-хозяйственный, организационно-управленческий, кадрового потенциала и др.
3. По изучаемым объектам разные виды анализа могут быть объединены в следующие группы: анализ рабочего места и бригады, анализ видов продукции, анализ функциональных служб и отделов предприятия, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.
Ситуационный анализ – это анализ, предназначенный для определения ситуации, в которой находится предприятие, то есть для установления места, которое оно занимает на рынке продукции и услуг, основных факторов, воздействующих на функционирование организации, а также ее укрупненных характеристик в целом. Данные, полученные в ходе ситуационного анализа, определяют весь ход дальнейшей аналитической процедуры - цель, направления, порядок и глубину исследований, которые следует проводить в первую очередь, а также сроки, стоимость работ и состав исполнителей. Результаты ситуационного анализа являются основными исходными данными для разработки стратегии развития предприятия
Финансово-экономический анализ раскрывает содержание финансовых показателей в их связи с производственными. В ходе финансово-экономического анализа оценивают результаты и эффективность деятельности предприятия по основным обобщающим показателям – объему производимой продукции, себестоимости, прибыли и т.д.
|
|
Однако характер и содержание финансово-экономического анализа не позволяют выделить и тем более измерить влияние технических, организационных, демографических и психологических факторов производства
Производственно-хозяйственный анализ – это анализ, позволяющий оценить уровень эффективности использования производственных ресурсов, выявить эффективность основной производственной деятельности, на которую ориентирована организация. Этот анализ хотя и связан непосредственно с экономическими показателями деятельности предприятия, касается и технических вопросов производства: повышения надежности работы основных фондов, снижения материальных затрат на производство продукции, совершенствования технологии производства и др.
Организационно-управленческий анализ позволяет оценить текущее состояние системы управления предприятия. По его результатам делают общие выводы об организационно- управленческом потенциале предприятия и разрабатываются конкретные рекомендации по решению выявленных в ходе анализа проблем
Анализ кадрового потенциала ориентирован на оценку затрат времени работников предприятия, соответствия профессиональных и квалификационных параметров работников по содержанию и степени сложности выполняемой ими работы, состояния социально-психологического климата в коллективе. На основании анализа принимаются решения о планировании кадрового резерва или перемещении персонала, о качестве работы персонала и методах воздействия на него.
4. По кругу изучаемых вопросов анализ может быть комплексный (полный) или тематический (целевой).
Комплексный анализ – это такой анализ, который проводится по всему кругу вопросов: имущественное положение предприятия и его активов; объем, качество и структура продукции; обеспеченность ресурсами, их состояние и использование; затраты на все виды деятельности; финансовые результаты и рентабельность производства; потенциал предприятия и диагностика его развития.
Тематический анализ проводится для изучения отдельных сторон деятельности предприятия, представляющих в определенный момент наибольший интерес, например, при снижении уровня какого-либо показателя требуется изучить относительно узкий комплекс вопросов, от которых зависит повышение эффективности деятельности предприятия. К проведению такого тематического (целевого) анализа привлекаются специалисты различных служб предприятия.
5. По периодичности проведения и охвату изучаемых явлений анализ делится на систематический, периодичность которого определяется его повторяемостью, и единовременный (сплошной или выборочный).
Систематическим анализом можно считать анализ, проводимый по данным отчетности и оперативным сводкам. Периодичность его зависит от того, за какой срок подводятся итоги деятельности предприятия или его структурного подразделения.
В некоторых случаях, когда информация об интересующем объекте анализа систематически не обобщается и получение ее затруднено, анализ может проводиться единовременно. В зависимости от содержания собранной информации единовременный анализ может быть сплошным или выборочным.
6. По методике проведения анализ подразделяется на сравнительный и факторный.
Сравнительный анализ отличается от других видов анализа тем, что при изучении и оценке деятельности анализируемого объекта проводится сопоставление его текущих показателей с данными прошлых лет, а также с показателями аналогичных объектов, нормативными показателями, среднеотраслевыми показателями, показателями, достигнутыми предприятиями- конкурентами и т.п.
|
|
Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей деятельности предприятия. Такой анализ предполагает: качественное изучение объектов и обусловливающих их изменения причин; моделирование связей между большим числом отобранных факторов и результативными показателями; построение моделей; интерпретацию полученных результатов. Глубокий факторный анализ невозможен без использования специальных экономико-математических методов и специальных компьютерных аналитических пакетов
7. По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный
Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений
При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, достигнутый прогрессивными предприятиями, резервы, недостатки производства и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности анализируемого предприятия.
8. По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ.
Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.
Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.
9. По методике изучения объектов различают качественный, количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический и т.д.
Качественный анализ – это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках.
Количественный (факторный) анализ – основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.
|
|
Экспресс-анализ – представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений.
Фундаментальный анализ – представляет собой углубленное комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструмента.
Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих явлений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства.
10. По функциональному признаку и той роли и задачам, которую он выполняет, выделяют финансовый, управленческий, маркетинговый, инвестиционный, социально-экономический, экономико-экологический, функционально-стоимостной, логистический и др. виды анализа.
Финансовый анализ – процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования.
Управленческий анализ – проводится с целью предоставления руководству информации, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений и выработке стратегии и тактики предприятия.
Технико-экономический анализ изучает взаимодействие экономических и технических процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия.
Социально-экономический анализ – изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.
Экономико-экологический анализ – исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
Маркетинговый анализ – изучает внешнюю среду функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентноспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
Инвестиционный анализ – используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.
Функционально-стоимостной анализ – исследует функции, выполняемые объектом и методы из реализации. Его основное назначение состоит в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты.
Каждый из названных видов анализа финансово-хозяйственной деятельности своеобразен по содержанию, организации и методике его проведения.