Виды анализа хозяйственной деятельности. Раскрытию содержания анализа способствует его структу­ризация и классификация

Раскрытию содержания анализа способствует его структу­ризация и классификация.

1. По времени проведения и характеру принимаемых решений можно выделить предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ.

Предварительный анализ – это анализ, который предшест­вует совершению хозяйственных процессов. На основе оценки достигнутого уровня производства продукции, эффективности использования ресурсов в прошлом и степени обеспеченности ими на будущее прогнозируется выполнение показателей на ко­нец отчетного периода.

Оперативный анализ – это такой анализ, когда по данным повседневного учета и контроля за ходом работы предприятия немедленно фиксируются нарушения в организации производст­ва и одновременно устанавливаются причины нарушений. Этот анализ позволяет достаточно активно вмешиваться в ход произ­водства, влиять на его результаты, а не только делать выводы на будущее.

Итоговый анализ – это анализ, который обеспечивает оцен­ку результатов деятельности предприятия за изучаемый период времени. На основании объективной оценки работы предприятия принимаются решения по выявлению резервов и экономическому стимулированию персонала организации. Итоговой анализ явля­ется базой для перспективного анализа, выявляющего основные тенденции развитии предприятия.

2. По направлениям исследования различают анализ ситуа­ционный, финансово-экономический, производственно-хозяйственный, организационно-управленческий, кадрового по­тенциала и др.

3. По изучаемым объектам разные виды анализа могут быть объединены в следующие группы: анализ рабочего места и бри­гады, анализ видов продукции, анализ функциональных служб и отделов предприятия, анализ финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия и др.

Ситуационный анализ – это анализ, предназначенный для определения ситуации, в которой находится предприятие, то есть для установления места, которое оно занимает на рынке продук­ции и услуг, основных факторов, воздействующих на функцио­нирование организации, а также ее укрупненных характеристик в целом. Данные, полученные в ходе ситуационного анализа, опре­деляют весь ход дальнейшей аналитической процедуры - цель, направления, порядок и глубину исследований, которые следует проводить в первую очередь, а также сроки, стоимость работ и состав исполнителей. Результаты ситуационного анализа являют­ся основными исходными данными для разработки стратегии развития предприятия

Финансово-экономический анализ раскрывает содержание финансовых показателей в их связи с производственными. В ходе финансово-экономического анализа оценивают результаты и эффективность деятельности предприятия по основным обобщаю­щим показателям – объему производимой продукции, себестои­мости, прибыли и т.д.

Однако характер и содержание финансово-экономического анализа не позволяют выделить и тем более измерить влияние технических, организационных, демографических и психологи­ческих факторов производства

Производственно-хозяйственный анализ – это анализ, по­зволяющий оценить уровень эффективности использования производственных ресурсов, выявить эффективность основной производственной деятельности, на которую ориентирована ор­ганизация. Этот анализ хотя и связан непосредственно с эконо­мическими показателями деятельности предприятия, касается и технических вопросов производства: повышения надежности ра­боты основных фондов, снижения материальных затрат на произ­водство продукции, совершенствования технологии производства и др.

Организационно-управленческий анализ позволяет оценить текущее состояние системы управления предприятия. По его ре­зультатам делают общие выводы об организационно- управленческом потенциале предприятия и разрабатываются конкретные рекомендации по решению выявленных в ходе ана­лиза проблем

Анализ кадрового потенциала ориентирован на оценку за­трат времени работников предприятия, соответствия профессио­нальных и квалификационных параметров работников по содер­жанию и степени сложности выполняемой ими работы, состояния социально-психологического климата в коллективе. На основании анализа принимаются решения о планировании кадрового резерва или перемещении персонала, о качестве работы персона­ла и методах воздействия на него.

4. По кругу изучаемых вопросов анализ может быть ком­плексный (полный) или тематический (целевой).

Комплексный анализ – это такой анализ, который проводит­ся по всему кругу вопросов: имущественное положение предпри­ятия и его активов; объем, качество и структура продукции; обеспеченность ресурсами, их состояние и использование; затра­ты на все виды деятельности; финансовые результаты и рентабельность производства; потенциал предприятия и диагностика его развития.

Тематический анализ проводится для изучения отдельных сторон деятельности предприятия, представляющих в определен­ный момент наибольший интерес, например, при снижении уров­ня какого-либо показателя требуется изучить относительно узкий комплекс вопросов, от которых зависит повышение эффективно­сти деятельности предприятия. К проведению такого тематиче­ского (целевого) анализа привлекаются специалисты различных служб предприятия.

5. По периодичности проведения и охвату изучаемых явлений анализ делится на систематический, периодичность которого определяется его повторяемостью, и единовременный (сплошной или выборочный).

Систематическим анализом можно считать анализ, прово­димый по данным отчетности и оперативным сводкам. Перио­дичность его зависит от того, за какой срок подводятся итоги деятельности предприятия или его структурного подразделения.

В некоторых случаях, когда информация об интересующем объекте анализа систематически не обобщается и получение ее затруднено, анализ может проводиться единовременно. В зави­симости от содержания собранной информации единовременный анализ может быть сплошным или выборочным.

6. По методике проведения анализ подразделяется на срав­нительный и факторный.

Сравнительный анализ отличается от других видов анализа тем, что при изучении и оценке деятельности анализируемого объекта проводится сопоставление его текущих показателей с данными прошлых лет, а также с показателями аналогичных объ­ектов, нормативными показателями, среднеотраслевыми показа­телями, показателями, достигнутыми предприятиями- конкурентами и т.п.

Факторный анализ направлен на выявление величины влия­ния факторов на прирост и уровень результативных показателей деятельности предприятия. Такой анализ предполагает: качест­венное изучение объектов и обусловливающих их изменения причин; моделирование связей между большим числом отобран­ных факторов и результативными показателями; построение моделей; интерпретацию полученных результатов. Глубокий фак­торный анализ невозможен без использования специальных эко­номико-математических методов и специальных компьютерных аналитических пакетов

7. По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный

Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений

При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, достигнутый прогрессивными предпри­ятиями, резервы, недостатки производства и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности анали­зируемого предприятия.

8. По субъектам (пользователям анализа) различают внут­ренний и внешний анализ.

Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долго­срочного управления производственной, коммерческой и финан­совой деятельностью.

Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

9. По методике изучения объектов различают качествен­ный, количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический и т.д.

Качественный анализ – это способ исследования, основан­ный на качественных сравнительных характеристиках и эксперт­ных оценках.

Количественный (факторный) анализ – основан на количе­ственных сопоставлениях и исследовании степени чувствитель­ности экономических явлений к изменению различных факторов.

Экспресс-анализ – представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных призна­ков, характерных для определенных экономических явлений.

Фундаментальный анализ – представляет собой углублен­ное комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструмента.

Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих явлений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестои­мости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбира­ется наиболее оптимальный вариант решения экономической за­дачи, выявляются резервы повышения эффективности производ­ства.

10. По функциональному признаку и той роли и задачам, кото­рую он выполняет, выделяют финансовый, управленческий, мар­кетинговый, инвестиционный, социально-экономический, эконо­мико-экологический, функционально-стоимостной, логистиче­ский и др. виды анализа.

Финансовый анализ – процесс познания сущности финансо­вого механизма функционирования субъектов хозяйствования.

Управленческий анализ – проводится с целью предоставле­ния руководству информации, необходимой для принятия опти­мальных управленческих решений и выработке стратегии и так­тики предприятия.

Технико-экономический анализ изучает взаимодействие эко­номических и технических процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия.

Социально-экономический анализ – изучает взаимосвязь со­циальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.

Экономико-экологический анализ – исследует взаимодейст­вие экологических и экономических процессов, связанных с со­хранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

Маркетинговый анализ – изучает внешнюю среду функцио­нирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продук­ции, ее конкурентноспособности, спроса и предложения, коммер­ческого риска, формирования ценовой политики, разработки так­тики и стратегии маркетинговой деятельности.

Инвестиционный анализ – используется для разработки про­граммы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.

Функционально-стоимостной анализ – исследует функции, выполняемые объектом и методы из реализации. Его основное назначение состоит в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты.

Каждый из названных видов анализа финансово-хозяйственной деятельности своеобразен по содержанию, орга­низации и методике его проведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: