Процесс анализа и диагностики

Анализ, нацеленный на решение определенных проблем, требует тщательного структурирования и выбора наиболее под­ходящих методов исследования. Точно так же как не существует единственного идеального для всех предприятий процесса иссле­дования результатов финансово-хозяйственной деятельности, так нет и единственного безупречного в любой ситуации метода вы­явления, оценки таких результатов. Но зато существует общая схема процесса анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности, реализуемого в большинстве предприятий (рис. 1.1).

В этом процессе можно выделить три основных этапа: (1) определение проблем анализа и методов их решения, (2) сбор и анализ данных, (3) рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия.

Первый этап – определение проблем анализа и методов их решения – образует основание (базу) всего процесса анализа. На этом этапе необходимо выполнить подготовку к проведению ана­лиза, включающую в себя: определение цели и задач анализа, вы­бор объектов анализа, определение ограничений, выбор техниче­ских средств для обработки информации, выработку концепту­альной схемы анализа.

Под целью анализа, в общем, понимается решение пробле­мы путем совершенствования определенной стороны деятельно­сти конкретного предприятия (отдела, службы, рабочего места). Реализация поставленной цели выявляет необходимость решения ряда взаимосвязанных задач.

Система ограничений определяет рамки и условия, свойст­венные только для данного предприятия (отрасли), подлежащие сохранению элементы организационной структуры, процедур и (или) технологий производства продукции, присутствующих в данной системе.

Объектами анализа могут являться структурные подразде­ления предприятия (их элементы) или предприятие в целом.

Выработка концептуальной схемы анализа представляется достаточно трудной частью первого этапа процесса анализа и за­дает основные направления всестороннего изучения ситуации. Под концептуальной схемой анализа понимается описание сис­темы исследования объектов анализа, свойственных определен­ному виду деятельности и типу предприятия.

Содержание второго этапа процесса анализа и диагностики - сбор и анализ данных - составляют: выбор исходных предпо­сылок и сбор данных; собственно анализ и диагностика.


 
 

Рис.1.1. Общая схема процесса анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия


Первый шаг этапа 2 – выбор исходных предпосылок и сбор данных - включает в себя: определение методов и техники сбора данных, определение источников информации, разработку орга­низационной процедуры сбора данных. Получение результатов анализа и оценка деятельности предприятия всегда основаны на избираемых для этого методах и техники сбора первичной ин­формации. К ним, как правило, относят социологические методы (анкетирование, интервью, наблюдение и др.).

Сбор данных всегда начинается с оценки их наличия, дос­тупности и тесно связан с определением источников информа­ции. Под источниками информации подразумевается любой объ­ект, из которого можно почерпнуть необходимую информацию для анализа. Определив методы и технику сбора данных, источ­ники информации, можно приступать собственно к сбору дан­ных. Причем нужно не только накопить необходимые данные, но и придать им пригодный, удобный для анализа вид (например, аналитические таблицы, графики, схемы и др.).

Второй шаг этапа 2 – анализ и диагностика - включает в се­бя: проверку достоверности первичной информации, определение методов анализа результатов финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия, выбор системы показателей для анализа, раз­работку указаний по организации анализа, определение последо­вательности и периодичности проведения анализа и диагностики.

Проверка достоверности первичной информации преду­сматривает процедуру сопоставления полученной информации с контрольными данными, соответствия между фактическими по­казателями (или нормативными) за прошлые периоды времени и полученными предприятием в анализируемом периоде результа­тами деятельности. Цель такого сопоставления - поиск расхож­дений и выявление причин возможных ошибок.

Определение методов анализа результатов финансово- хозяйственной деятельности предприятия зависит от цели, объек­та и глубины анализа, технических возможностей и опыта анали­тика. Усовершенствование инструментария научного исследова­ния по конкретной проблеме имеет большое значение и является основой успеха а также эффективности аналитической работы. Разработка системы показателей для анализа является важным методологическим вопросом и от того, насколько эти показатели полно и точно отразят сущность изучаемых явлений, будут зави­сеть результаты анализа. Так как в анализе используется большое количество разноименных показателей, необходима их структу­ризация.

Третий этап процесса анализа и диагностики - разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности предприятия – является заключительным. В соответствии с полу­ченными в ходе анализа результатами разрабатываются рекомен­дации для руководства предприятия. При этом: определяется круг пользователей результатов анализа, выявляются лучшие альтер­нативы рекомендаций, оцениваются издержки и выгоды каждой из них, подготавливаются аналитическая записка и презентация результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: