Основные элементы анализа себестоимости продукции

Цель и задачи анализа себестоимости продукции

Комплексным экономическим показателем, отражающим совокупные усилия предприятия по управлению затратами на производство продукции или оказание услуг, является себестои­мость продукции. Величина себестоимости продукции, склады­вающаяся на одном предприятии, неизбежно влияет на себестои­мость продукции других аналогичных предприятий, а также на величину расходов населения страны. В целом, проблема сниже­ния себестоимости продукции имеет не только межотраслевое, но и социальное значение.

Целью анализа себестоимости продукции является опреде­ление предпочтительных методов совершенствования политики затрат предприятия.

Для достижения этой цели решаются следующие аналити­ческие задачи.

Изучение структуры затрат и динамики величины от­дельных ее статей. По результатам такого изучения делаются вы­воды о рациональности сложившейся на предприятии структуры затрат и принимаются решения о необходимости ее корректиров­ки.

Выявление факторов, влияющих на себестоимость про­дукции. Эти факторы многочисленны и в различной степени, че­рез разные виды затрат влияют на себестоимость, величина кото­рой может быть не одинакова даже для предприятий, производя­щих одинаковую продукцию или выполняющих аналогичные по характеру и объему услуги.

Целевая оценка политики затрат предприятия. Подобная оценка предшествует выводам об уровне контроля предприятия над затратами и может служить предпосылкой (с учетом страте­гии развития предприятия) к выбору адекватной политики затрат.

Определение путей снижения непроизводительных затрат в себестоимости продукции.

К основным методам анализа себестоимости продукции или услуг (работ) относят: детализацию, группировку, сравнение, графоаналитический метод, элиминирование, индексный метод и др.

Изучение себестоимости продукции, обычно, начинают со структурного анализа. Такой анализ базируется на детализации и группировке затрат (расходов) на производство и дальнейшем объединении (по определенным признакам) этих расходов в ста­тьи расходов с последующей их оценкой. Далее определяется удельный вес (в процентах) отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за отчетный период. Для этих целей используется простая аналитическая таблица, в которой перечис­ляются статьи расходов, приводятся отдельно базовые и фактиче­ские показатели, их изменение (положительное либо отрицатель­ное) за анализируемый период в сумме и в процентах к итогу (см. табл. 7.1).

Изучение структуры расходов и ее изменений, произошед­ших за отчетный период, позволяет оценить рациональность та­кой структуры и сделать соответствующие выводы о необходи­мости (возможности) ее корректировки.

Наряду с анализом группировки статей расходов, принятой при формировании сметы затрат по обычным видам деятельности, на предприятии проводят анализ группировки расходов по произ­водственному признаку или по месту возникновения затрат.

Следует помнить, что отдельные статьи затрат в калькуля­ции себестоимости, как например «Накладные расходы», являют­ся комплексными статьями, включающими в себя разноименные затраты.

Это обстоятельство приводит к необходимости детализации при анализе накладных расходов предприятия, тем более, что пе­речень этих расходов достаточно велик, а удельный вес наклад­ных расходов в себестоимости продукции весьма ощутим.

В ходе производства продукции могут возникнуть затраты, связанные с нерациональным использованием основных фондов или с неточным планированием численности работников и т.п. Такие затраты, выявленные в ходе анализа, следует относить к непроизводительным и определять пути их снижения в себестои­мости продукции.

В целом, становиться ясно, что при анализе затрат на произ­водство продукции, необходимо иметь в виду разную природу таких групп затрат, как основные и накладные, комплексные и однородные, производительные и непроизводительные, условно-постоянные и условно-переменные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: