Сравнение и получение результатов
8. Сравнение с эталонами (реальными и идеальными), выявление разрывов (gap), причин превосходства и поиск решений проблем.
Сравнение позволяет выявить сферы, в которых предприятие проигрывает конкурентам, количественно и качественно оценить найденный разрыв в конкурентоспособности. Целью анализа на этом этапе становится точное установление комплекса причин и факторов превосходства эталонов. Хорошая работа на предыдущих этапах бенчмаркинга сводит трудности такого анализа к минимуму. На этом этапе широко используются индукция и традукция для получения умозаключений на основе логики от частного через общее к другому частному. Стратегия целеполагания организации и решение поставленных проблем осуществляются с помощью алгоритмов синергетического подхода в творческой деятельности.
Таблица 2.10
Этапы решения проблем в терминах синергетики
Стадия решения проблемы | Этап синтеза решения | Этап синтеза решения в терминах синергетики | |
Общая постановка проблемы | Описание, общая формулировка целей | Описание ситуации как открытой термодинамической системы | |
Выявление ключевых факторов проблемы | Формулировка проблемы как принципиального конфликта | Обнаружение параметра состояния подлежащего бифуркации | |
Принципиальное решение проблемы | Общая идея разрешения противоречия | Принципиальная схема бифуркации состояния исходной системы | |
Формулировка практической задачи синтеза новой системы | Постановка задачи синтеза новой подсистемы, части структуры, этапа общего процесса | Поиск (создание) эффекта (объекта, системы, устройства), разрешающего противоречия. В более тонком масштабе либо время, либо пространство, либо другие объекты дают ресурс, за счет которого происходит усложнение исходной структуры и выполнение взаимоисключающих требований. | |
Конкретное решение проблемы | Найдены варианты практической реализации новой системы | Практическая реализация бифуркации | |
Расчет практической реализации | Расчет параметров новой системы | ||
Оценка целесообразности реализации решения | Оценка экономической эффективности | Оценка синергетического эффекта |
9. Разработка проекта изменений, расчет его показателей, проверка и утверждение.
Разрабатывается и составляется план и проект внедрения изменений. Рассчитываются различные показатели, характеризующие эффективность и рентабельность проекта. Для этих процедур в методике предложены такие новые показатели, как трансакционные издержки бенчмаркинга, адаптивный и синергетический эффекты.
, д.е. (2.1)
где ТСБМ – трансакционные издержки проекта бенчмаркинга, д.е.;
ТСинф – трансакционные издержки поиска информации, д.е.;
ТСпарт – трансакционные издержки взаимодействия с партнерами, д.е.;
ТСмор – трансакционные издержки моральных рисков внедрения, д.е.
, д.е. (2.2)
где ЕБМ – эффект проекта бенчмаркинга, д.е.;
Еадапт – адаптивный эффект проекта бенчмаркинга, д.е.;
Есин – синергетический эффект проекта бенчмаркинга, д.е.
, д.е. (2.3)
где Хэталон – эталонный показатель лидирующей фирмы, ед.;
Хбенчмаркер – показатель у бенчмаркера до проекта бенчмаркинга, ед.;
Р – стоимостная оценка увеличения показателя на единицу, определяемая соответственно сфере применения и предмету бенчмаркинга, д.е.
, д.е. (2.4)
где Хмакс – идеальный показатель, полученный в результате процедур синергетического бенчмаркинга, превосходящий эталон, ед.
Проводится общая проверка проекта в контексте прочих планов организации. Если результаты проверки удовлетворительны, проект утверждается к исполнению.
10.Формирование организационно-экономического механизма осуществления проекта и его реализация.
При внедрение результатов синергетического бенчмаркинга на практике используются средства синергетического менеджмента, реинжиниринга бизнес-процессов, матричных организационных структур, сетевого планирования и управления, стандартов управления проектами и пр. Происходит целенаправленное претворение в реальности полученных теоретических результатов. Процесс внедрения сам по себе может быть очень сложным и его ход во многом определяется вне системы бенчмаркинга.