В практике бенчмаркинга сегодня не существует единых стандартов, определяющих порядок проведения процедур бенчмаркинга. Как в теоретической, так и в практической сферах существует множество разнообразных мнений, методов и подходов. В зарубежных компаниях алгоритмы бенчмаркинга насчитывают от 4 до 33 этапов в зависимости от специфики и целей организации.
В большинстве своем алгоритмы бенчмаркинга базируются на сравнительно небольшом количестве моделей, которые разработали такие авторы как Бэйтман, Бакстер, Кэмп, Кодлинг, МакНэйр и Либфрид, Шетти, Спендолини, Уотсон. Анализ моделей показывает общность и сходство в структуре и процедурах предложенных моделей процесса бенчмаркинга. В то же время каждая имеет свои особенности и отличия внутри фаз в подходах и философии.
Все модели процесса бенчмаркинга имеют пять общих стадий:
· планирование;
· анализ и сбор информации;
· сравнение и получение результатов;
· изменение;
· верификация и достижение совершенства.
Для осуществления процесса бенчмаркинга необходима точная количественная оценка факторов и показателей, что повышает возможности прогнозирования и управления исследуемой системой. В то же время современные условия предъявляют новые требования к методике и процессу бенчмаркинга. Ниже приводится схема процесса бенчмаркинга, раскрывающая трудности в преодолении разрывов (gap) в конкурентоспособности в условиях ускоряющихся темпов развития и роста экономических систем. Главным выводом схемы является необходимость полного и адекватного анализа совершенствуемой системы, постоянного мониторинга и прогноза тенденций эталона.
Для обеспечения более результативного сравнения, можно применять синтетическое моделирование, которое позволяет лучше учитывать разность в контекстах исследуемых систем и строить концептуальную модель системы, которая превосходит существующие аналоги. Сравнение с такой системой теоретически позволяет превзойти анализируемые эталоны и получать в процессе бенчмаркинга синергетические эффекты обучения. Новая методика, таким образом, включает не только аналитическую, но и промежуточную синтетическую фазу на основе синергетического подхода, который является особым постнеклассическим стилем мышления в поисковой деятельности человека и обладает мощным когнитивным потенциалом использования в современных условиях роста нелинейности, неравновесности и неоднозначности среды.
Таким образом, методика синергетического бенчмаркинга в отличие от предшествующих форм бенчмаркинга органично включает не только анализ, но и синтез, что позволяет получать синергетические эффекты в процессе бенчмаркинга. Построение синтетической модели в синергетическом бенчмаркинге осуществляется именно на концептуальной основе синергетики с использованием нейросетевых инструментов моделирования.
Синергетическая методология в сочетании с нейросетями представляет огромные преимущества для синтетического моделирования, так как синергетика ориентирует процесс синтеза на преодоление ограничений и получение взрывных синергетических эффектов. Нейросетевая парадигма и метод позволяют эффективно моделировать нелинейные процессы и находить закономерности в хаотичных данных, что особенно важно в условиях институциональной неопределенности, свойственной российской экономике в целом и отечественному машиностроению в частности.
Таблица 2.6
Этапы методики синергетического бенчмаркинга
Планирование | |
Первоначальное определение и анализ совершенствуемого объекта бенчмаркинга и его контекста | |
Предвидение и постановка проблемы для определения предмета, критериев поиска и целей бенчмаркинга | |
Выбор формы бенчмаркинга, планирование и организация проекта | |
Сбор информации и анализ | |
Поиск, контакты, определение партнеров и объектов бенчмаркинга | |
Сбор, накопление и обработка релевантных данных | |
Трансформация данных в информацию и анализ | |
Синтез идеальных эталонов | |
Синтез идеальных эталонов на основе синергетического подхода | |
Сравнение и получение результатов | |
Сравнение с эталонами (реальными и идеальными), выявление разрывов (gap), причин превосходства и поиск решений проблем | |
Изменение | |
Разработка проекта изменений, расчет его показателей, проверка и утверждение | |
Формирование организационно-экономического механизма осуществления проекта и его реализация | |
Верификация и совершенствование системы бенчмаркинга | |
Верификация результатов внедрения, контроль и мониторинг | |
Рекалибровка и совершенствование системы бенчмаркинга |