Организация и проведение разборов

Учет и контроль за качеством проведения разборов

Все разборы, проведенные в подразделении, должны учитываться в специальном журнале (бланке). Учет осуществляют начальники штабов авиапредприятия и летного отряда, помощники командиров авиаэскадрилий по штабной работе и командиры авиазвеньев соответственно.

Контроль за организацией и качеством проведения разборов полетов в подчиненных подразделениях должен систематически осуществляться командно-летным и руководящим составом:

- управления - не реже 1 раза в полгода в каждом летном отряде;

- объединенного авиаотряда - не реже 1 раза в полгода в каждом летном отряде и каждой авиаэскадрилье;

- летного отряда - не реже 1 раза в квартал в каждой авиаэскадрилье;

- авиаэскадрильи - не реже 1 раза в квартал в каждом авиазвене.

О результатах контроля должностное лицо докладывает своемунепосредственному начальнику.

Одна из форм повышения уровня безопасности полетов, совершенствования организации летной работы, профессиональной подготовки, эффективности и качества работы экипажей гражданской авиации — разбор летной работы.

Послеполетный разбор. Он является составной частью послеполетных работ экипажа и содержит: анализ выполненного полета; выработку решения (мероприятий) по устранению выявленных недостатков, допущенных членами экипажа при пилотировании, самолетовождении, эксплуатации ВС и при взаимодействии между членами экипажа.

Разбор проводится после выполнения задания на полет непосредственно на ВС или по окончании рабочего дня при авиационных работах. При необходимости послеполетный разбор может быть проведен не в процессе выполнения послеполетных работ, а в летно-методическом классе, но обязательно до выполнения следующего полета (летного дня).

Разбор проводит командир ВС (проверяющий). При этом он заслушивает членов экипажа о своей работе при подготовке и выполнении полету, а также вносит предложения о совершенствовании слаженности в работе и взаимозаменяемости в экипаже; дает анализ отклонений, ошибок, нарушений, допущенных членами экипажа в полете, и оценку работы каждого члена экипажа; разрабатывает и доводит до членов экипажа решения, направленные на устранение выявленных недостатков.

В случае выявления проверяющим существенных отклонений (от требований нормативных документов) с экипажем может быть проведен дополнительный разбор командиром подразделения или его заместителем с проверкой знания соответствующих документов. Результаты послеполетного разбора оформляются командиром ВС в соответствующем журнале по схеме "отклонение - ошибка (нарушение) — причины". Проверяющий вписывает свои замечания после командира ВС, а также делает записи о своих рекомендациях в рабочей книжке командира ВС. Дня регистрации результатов послеполетных разборов при выполнении авиационных работ в отрыве от базового аэродрома журнал послеполетных разборов заводится на каждый экипаж и хранится на оперативной точке.

Командир ВС и проверяющий докладывают результаты выполнения задания на полет своему непосредственному начальнику. Для контроля качества послеполетного разбора на ВС, оборудованных магнитофонами, разбор рекомендуется записывать на магнитную ленту.

Разбор летной работы в подразделениях. Он проводится согласно плану ежемесячно в каждом из летных подразделений.

Главная цель всех разборов летной работы — ее совершенствование и обеспечение на этой основе высокого уровня безопасности, экономичности и регулярности полетов. Это достигается путем анализа работы экипажей и летного подразделения в целом, выработки профилактических мер по предотвращению отклонений в летной работе, авиационных происшествий и предпосылок к ним, принятия решений по повышению уровня безопасности полетов с учетом конкретных условий. На разборе летной работы решаются только те задачи, которые непосредственно связаны с выполнением полетов и обеспечением их безопасности. Задачи обеспечения полетов различными службами на разборах не рассматриваются, но о всех выявленных недостатках руководство авиапредприятия должно быть проинформировано. Кроме ежемесячных, в подразделениях могут проводиться внеплановые оперативные разборы по решению командира подразделения и вышестоящих, командиров, а также показательные разборы (в подразделениях, где командиры имеют небольшой опыт работы в должности).

На разборы привлекается весь командно-летный и летный состав подразделения. При необходимости на разбор приглашаются авиационные специалисты других летных подразделений и служб. Для обеспечения максимальной посещаемости разборов приказом по подразделению (авиапредприятию) устанавливаются дни их проведения. В день разбора полеты для подразделения обычно не планируют и не проводят другие мероприятия, снижающие его эффективность. Разборы выполняют, как правило, в летно-методическом классе с максимальным использованием технических средств, обеспечивающих наглядность анализа. Наибольшая эффективность разбора достигается при использовании кинофильмов и видеомагнитофонов.

Место проведения разбора в период интенсивного выполнения авиационных работ определяет командир подразделения с учетом условий базирования экипажей (возможен разбор летной работы подразделения с одним экипажем). Разбор проводит командир подразделения, а при его отсутствии — заместитель командира. Внеплановый разбор проводится, как правило, старшим командиром (начальником).

Материалами для анализа на разборе являются: результаты контроля летной работы; результаты разборов в нижестоящих подразделениях (экипажах); летно-штабная документация подразделения; приказы, указания, информация МВТ РФ, УВТ, авиапредприятий, а также предписания инспекторского состава по совершенствованию организации летной работы и повышению безопасности полетов; результаты выполнения планов работы. Подготовка к разбору в подразделении ведется в течение всего периода между разборами и заканчивается не позднее чем за 2 дня до разбора. В ходе его подготовки командир подразделения составляет план разбора и утверждает у своего непосредственного начальника, дает распоряжения должностным лицам подразделения по подготовке к разбору и согласовывает темы выступлений с представителями других подразделений и служб, если они привлекаются на разбор, определяет основные темы и докладчиков, а также намечает решения на предстоящий период.

Заместитель командира подразделения или лицо, исполняющее его функции, готовит данные по инструментальному контролю, анализирует качество решения задач, содержащихся в планах, оценивает качество проведения предварительных и предполетных подготовок и выполнения заданий на полет, качество ведения учетной и отчетной документации, готовит наглядные пособия для разбора.

Начальник штаба подразделения (помощник командира по штабной работе) дает анализ производственной деятельности, данных по расходу ГСМ (выявляет причины их перерасхода), по выполнению решений командира подразделения, принятых на предыдущих разборах, готовит материал о нарушениях трудовой дисциплины летным составом. Все эти сведения объединяются в едином докладе командира подразделения или его заместителя.

Разбор летной работы во всех подразделениях обычно проводится по единому плану, предусматривающему информационную, методическую и установочную части.

Во время проведения информационной части разбора заслушиваются доклады - анализы организации летной работы и состояния безопасности полетов за период, прошедший после предыдущего разбора. В методической части руководитель разбора и другие авиационные специалисты детально анализируют ошибки летного состава и отклонения, имевшие место в подчиненных подразделениях и экипажах при подготовке и выполнении полетов, доводят информацию МВТ РФ по безопасности полетов. Лучшие командиры ВС и подразделений сообщают о положительном опыте по обеспечению безопасности, регулярности и высоких показателей экономичности полетов.

В установочной части руководитель разбора подводит итог разбора, дает оценку работы подчиненных подразделений (экипажей), ставит конкретные задачи по выполнению производственных заданий, а также информирует о своих решениях по обеспечению безопасности и регулярности полетов ВС.

При разборе в докладе командира подразделения (его заместителя) освещаются вопросы выполнения производственного плана подчиненными подразделениями (экипажами), состояния безопасности полетов за период между разборами, состояния организации летной работы, дисциплины и дисциплинарной практики, разбираются характерные отклонения, ошибки и нарушения, допущенные экипажами при подготовке и выполнении заданий на полет, а также дается анализ выполнения оперативных планов летной работы.

На разборе целесообразно заслушать доклад бортинженера (бортмеханика)-инструктора, в котором содержится информация о состоянии авиатехники, эксплуатируемой летным составом подразделения, об отклонениях, допущенных при эксплуатации авиатехники на земле и в полете, о поступивших дополнениях и изменениях в документации по эксплуатации авиатехники. В докладе штурмана подразделения должен содержаться анализ расчетов, выполняемых для каждого полета, качества оформления •заданий на полет, отклонений от трасс и заданных режимов полета, правил ведения радиосвязи и установленной фразеологии радиообмена, а также обобщение замечаний дежурного штурмана. В обсуждении материалов разбора принимают участие также другие специалисты, командиры ВС и отдельные члены экипажей, которые вносят предложения по улучшению организации летной работы и повышению безопасности полетов.

В подразделениях, выполняющих авиационные работы, при необходимости с предложениями выступает представитель заказчика. Материалы разбора подшивают в отдельную папку или записывают на магнитофонную пленку (видеомагнитофон) и используют для изучения отсутствовавшими на разборе лицами летного состава по прибытии экипажей в подразделения или при контроле экипажей на оперативных точках. Результаты проведения разборов летной работы отражают в специальном журнале.

Внеплановый разбор летной работы проводится командиром подразделения в случае необходимости срочного изучения обстоятельств и причин авиационного происшествия или предпосылок к нему и выработки решения, реализация которого обеспечивала бы впредь невозможность повторения аналогичной ситуации. Разбор проводится по решению командира подразделения или по указанию старших начальников с командно-летным составом подразделения, с летным составом подразделения, с летным, техническим и диспетчерским составом одновременно.

При разборе авиационного происшествия (предпосылки) основной доклад строится по схеме "обстоятельства—причины—решения по предотвращению" с освещением условий возникновения авиапроисшествия и динамики его развития, имевших место отклонений и их причин, а также с разъяснением правильных действий экипажа в сложившихся условиях. Затем намечаются меры по предупреждению аналогичных происшествий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: