Требование обоснованности как основной компонент теории аргументации

Искусство аргументации включает многие компоненты, но наиболее важным является умение рассуждать обоснованно, приводить убедительные аргументы, которое нашло отражение в формально-логическом законе достаточного основания.

В самом широком смысле обосновать некоторое утверждение – значит привести те убедительные или достаточные основания, в силу которых оно должно быть принято.

Основанием обоснования называют совокупность доводов, приводимых в поддержку обосновываемого положения.

Все многообразные способы обоснования делят на абсолютные и сравнительные.

Абсолютное обоснование – это приведение убедительных доводов, в силу которых обосновываемое положение должно быть принято. Это обоснование относится к отдельному утверждению и представляет собой совокупность доводов в его поддержку.

Структура абсолютного обоснования:

«А должно быть принято в силу С», где А – обосновываемое положение, С – основание обоснования (совокупность доводов).

Например, реклама автомобиля CITROEN C-CROSSER: «CITROEN C-CROSSER способен удивлять. В нем идеально сочетаются мощь внедорожника, динамика спорткара и изысканность роскошного седана. Оборудованный современными технологическими решениями, от электрического корректора фар до системы полного привода последнего поколения с электронным управлением, он ведет себя уверенно на любой дороге, в любой ситуации. В его характере, как и в его дизайне, черты яркой индивидуальности. Стоит сесть за руль CITROEN C-CROSSER, и Вы почувствуете – границ не существует».

Примером может также служить реклама зубной пасты, рекомендуемой стоматологами, поскольку она способна избавить от семи признаков проблем в полости рта (кариеса, болезни десен и т. д.).

Сравнительное обоснование – это система убедительных доводов в поддержку того, что лучше принять обосновываемое положение, чем иное, противопоставляемое ему положение. Оно касается пары (или более), связанных между собой утверждений («Если обычный порошок отстирывает также, то зачем платить больше?») и является системой доводов в поддержку одного из них. В качестве основания сравнительного обоснования может также рассматриваться известная фраза «А если результат одинаков, то зачем платить больше?» при выявлении одинаковых свойств двух или более сравниваемых товаров.

Структура сравнительного обоснования: «Лучше принять А, чем принять В, в силу С», где А – обосновываемое положение, В – противопоставляемое в каком-то смысле или по каким-то качествам положение, С – основание обоснования.

Например, реклама пятновыводителя и отбеливателя «Vanish», построенная на демонстрации его особых свойств по сравнению со свойствами «обычных» отбеливателей.

Различие между абсолютным и сравнительным обоснованиями является принципиальным.

В первом случае обоснованность приписывается отдельному утверждению и выступает как свойство («А является обоснованным»). При сравнительном обосновании обоснованность оказывается отношением между утверждениями («А более обоснованно, чем В»).

Другими словами, абсолютное обоснование является абсолютной оценкой какого-то утверждения, взятого само по себе. Сравнительное обоснование – это сравнительная оценка, связывающая между собой два утверждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: