Нормативно-правовые акты Украины по обеспечению охраны и безопасности судов и портовых средств

Украина, будучи стороной Конвенции СОЛАС-74, должна, если это необходимо, трансформировать или дополнить свое законодательство в соответствии с требованиями этой Конвенции и, в частности, с требованиями Кодекса ОСПС. Глава ХІ-2 Конвенции СОЛАС-74 и Кодекс ОСПС предполагают, что государство само должно законодательно определить, кем и, в некоторых случаях, каким образом будут выполняться эти требования.

Одним из наиболее важных вопросов является вопрос о том, кто от имени государства будет нести ответственность за выполнение требований Кодекс ОСПС и выполнять соответствующие обязанности. Кабинет Министров Украины своим Постановлением от 12 мая 2007 г. № 722 «О мерах по повышению уровня безопасности на морском и речном транспорте» возложил обязанности и ответственность за выполнение требований Кодекс ОСПС на Министерство транспорта и связи Украины, которое согласно терминологии Кодекса является Назначенным органом. Этим же Постановлением определены Признанные организации, которым может быть передана часть полномочий. Это – Государственное предприятие «Классификационное общество Регистр судоходства Украины» (ГП КОРСУ) и Государственное предприятие «Агентство морской безопасности» (ГП АМБ). Приказом Минтранса от 10.02.2004 № 84 «Об утверждении форм международных свидетельств об охране судна» ГП КОРСУ поручено производить проверку судов на соответствие требованиям Кодекса ОСПС и выдачу соответствующих свидетельств. Этим же приказом утверждены формы Международного свидетельства об охране судна и Временного международного свидетельства об охране судна. Обязанности ГП АМБ определены Приказом Минтранссвязи от 11.09.2007 № 802 «О возложении обязанностей на признанную организацию в сфере охраны судов и портовых средств на море».

Постановлением от 14 мая 2008 г. № 459 «Некоторые вопросы дальней идентификации и контроля над местопребыванием судов» Кабинет Министров Украины определил Министерство транспорта и связи Украины ответственным за осуществление мер по созданию такой системы и обязал Министерство создать соответствующий Национальный центр. Положение о Национальном центре утверждено Приказом Минтранссвязи от 15.01.2008 № 36 «Об утверждении Положения о функционировании центра данных дальней идентификации и контроля над местопребыванием судов».

В системе Минтранссвязи на базе Государственного департамента морского и речного транспорта (ГДМРТУ) создана Государственная администрация морского и речного транспорта как правительственный орган, который согласно Постановлению Кабмина Украины от 5 марта 2009 г. № 227 «Вопросы Государственной администрации морского и речного транспорта» осуществляет контроль над деятельностью предприятий, учреждений и организаций, принадлежащих к сфере управления Минтранссвязи, кроме прочего, по вопросам охраны судов и портовых средств.

С целью своевременной имплементации требований Главы ХІ-2 Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ОСПС и создания национальной законодательной базы по вопросам охраны судов и портовых средств Министерство транспорта и связи издало целый ряд нормативных документов, краткий перечень которых приведен ниже:

- Приказ ГДМРТУ от 26.11.2003 № 302 «Об утверждении Программы курса подготовки “Офицер охраны судна” и образца свидетельства о его окончании».

- Приказ ГДМРТУ от 12.01.2004 № 2 «Об утверждении Программы подготовки специалистов служб морской безопасности». Утверждены программы подготовки офицеров охраны компаний и офицеров охраны портовых средств.

- Приказ ГДМРТУ от 25.02.2004 № 48 «Об утверждении Типового плана охраны судна»

- Приказ ГДМРТУ от 12.03.2004 № 68 «Об утверждении временных документов, касающихся внедрения Кодекса ОСПС в морскую отрасль Украины». Этим приказом утверждены: Временное положение о проведении оценки охраны портовых сооружений (средств); Временное положение о проведении оценки охраны судна; Временный типовой план охраны портового сооружения (портового средства); Временное положение о Декларации по охране; Временное положение об офицере охраны портового средства.

- Приказ ГДМРТУ от 22.03.2004 № 77–КТС «Об утверждении временных документов об организации внедрения требований Кодекса ОСПС в морскую отрасль Украины». Приказом утверждены: Временное положение о проверке судов и оформлении Международных свидетельств по охране судна; Временное положение о режиме и мерах контроля требований Кодекса ОСПС; Временное положение о сертификации МТП по вопросам морской безопасности; Временное положение о порядке сертификации судоходных компаний по вопросам морской безопасности; Временное положение об интерфейсе (взаимодействии) судно/порт; Временное положение об обеспечении транспортно-технологической и взрывопожарной безопасности в МТП в соответствии с требованиями Кодекса ОСПС; Временное положение о мерах морской безопасности в МТП для судов, которые перевозят опасные грузы, согласно уровням охраны Кодекса ОСПС; Временное положение о системе подачи аварийных сигналов тревоги на судах; Технические и организационные требования к оборудованию связи и установке оборудования судового оповещения согласно Кодексу ОСПС.

- Приказ ГДМРТУ от 11.05.2004 № 123 «Об утверждении перечня портовых сооружений (средств), которые подлежат охране».

- Приказ ГДМРТУ от 18.05.2004 № 129 «Об утверждении Положения о синопсисе судна».

- Приказ ГДМРТУ от 11.06.2004 № 159 «Об утверждении Инструкции о постоянном нанесении маркировки распознавательного номера на суда, которые имеют право плавания под Государственным Флагом Украины».

- Приказ ГДМРТУ от 17.06.2004 № 162-КТС «Об утверждении Временного типового Положении о службе морской безопасности морского торгового порта (портового средства)».

- Приказ ГДМРТУ от 24.06.2004 № 171 «Об установлении оперативного дежурства по слежению за состоянием морской безопасности на морском и речном транспорте».

- Приказ ГДМРТУ от 09.07.2004 № 200 «Об организации взаимодействия между Службами морской безопасности МТП и офицерами охраны портовых средств негосударственной формы собственности».

- Приказ Минтранссвязи от 18.01.2006 № 47 «Об утверждении Руководства по применению мер контроля к иностранным судам, которые посещают порты Украины, при нарушении ими требований Главы ХІ-2 Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ОСПС».

- Приказ ГДМРТУ от 26.05.2006 № 87–КТС «О создании антитеррористической группы Укрморречфлота».

- Приказ ГДМРТУ от 15.06.2007 № 115 «Об утверждении Временной Инструкции о порядке проведения расследования актов незаконного вмешательства в деятельность морского и речного транспорта».

- Приказ Минтранссвязи от 03.12.2007 № 1095 «Об утверждении Положения об одобрении оценок и планов охраны портовых средств и выдачу Актов о соответствии портовых средств».

Названия перечисленных приказов показывают, что в Украине создана основа правовой базы, которая позволяет успешно выполнять требования Главы ХІ-2 Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ОСПС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: