Спрос и закономерности его изменения

Спрос - платежеспособная потребность, т.е. потребность, предъявленная на рынке и обеспеченная деньгами. Величина спроса – то количество товаров, которое потребитель может и готов купить по данной конкретной цене. Закон спроса гласит, что чем выше цена товара, тем меньше величина спроса при прочих равных условиях. Аргументами в пользу закона спроса являются: а) принцип убывающей предельной полезности (принцип, согласно которому, каждая последующая единица блага приносит потребителю меньшее удовлетворение, а следовательно он готов платить за нее меньшую цену); б) эффект дохода (означает, что, например, снижение цены блага делает потребителя относительно богаче, и он может на высвободившуюся сумму дохода купить больше данного блага); в) эффект замещения (означает, что, например, снижение цены блага, делает это благо дешевле относительно других благ и потребитель замещает этим относительно подешевевшим благом другие, которые теперь относительно дороже). Характерная зависимость между ценой (Р) и количеством приобретаемого блага (Q) иллюстрируется с помощью кривой спроса, которую обозначают D (от английского demand - спрос).

Рисунок 3 показывает, что при снижении цены, увеличивается объем спроса. В данном случае речь идет о кривой индивидуального спроса, то есть спроса отдельного потребителя на конкретное благо. В микроэкономике анализируется рыночный спрос, то есть спрос со стороны всех потребителей на конкретное благо. Он является суммой спросов со стороны отдельных потребителей. Dрын. = Σ Dиндивид., где Dрын.-это рыночный спрос, а Dиндивид-индивидуальный спрос.

Рис. 3. Кривая спроса

График рыночного спроса образуется в результате горизонтального сложения графиков спроса со стороны отдельных потребителей.

Теория спроса базируется на теории потребительского поведения, так как предпочтения потребителей субъективны и зависят от их собственной оценки каждого блага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: