Предложение. Предложение-это количество благ, которое производители могут и готовы поставить на рынок при сложившихся ценах

Предложение -это количество благ, которое производители могут и готовы поставить на рынок при сложившихся ценах. Величина предложения – это то количество товаров, которое производители могут и готовы поставить на рынок по данной конкретной цене. Закон предложения выражает зависимость величины предложения от уровня цены и гласит, что, чем выше цена, тем большее количество благ производители готовы поставить на рынок при прочих равных условиях. Зависимость между объемом предложения блага и всеми факторами, его определяющими, называется функцией предложения. Эта зависимость имеет вид: QS = f(P). Для большинства благ эта зависимость имеет положительный наклон и иллюстрируется с помощью кривой предложения (рис. 9) – S (от англ. supply – предложениие).

Кривая показывает, что при повышении цены, увеличивается объем предложения. В данном случае речь идет о кривой индивидуального предложения, то есть предложения конкретного блага отдельным производителем. В микроэкономике анализируется рыночное (отраслевое) предложение, то есть предложение со стороны всех производителей данного блага. Оно складывается из предложения отдельных производителей.

Рис. 9. Кривая предложения

Sрын.= ΣSиндивид .,

где Sрын. – это рыночное предложение, а Sиндивид – индивидуальное предложение.

График отраслевого предложения образуется в результате горизонтального сложения графиков предложения отдельных фирм. Отраслевое предложение блага, кроме цен на блага и факторы производства, определяется также числом фирм, работающих в отрасли: чем больше фирм, тем дальше кривая отраслевого предложения сдвигается вправо. Таким образом, функция отраслевого предложения выражает зависимость между ценой блага и суммой объемов предложения всех производителей данного блага.

Цена предложения есть минимальная сумма денег, за которую производитель согласен отдать последнюю единицу произведенной продукции. Это следует из того, что в основе кривой предложения фирмы лежит кривая предельных затрат. Сумма цен предложения определенного объема продукции равна сумме предельных затрат, которая в свою очередь равна сумме переменных затрат. Поэтому сумма цен предложения заданного объема продукции представляет собой ту минимальную сумму денег, за которую производитель может отдать произведенную продукцию, возмещая все переменные затраты.

Превышение выручки над суммой цен предложения проданной продукции образует излишек производителя. Излишек производителя есть разность между суммой денег, полученной за проданную продукцию (выручкой), и минимальной суммой затрат на производство данного объема продукции. На рисунке излишек производителя обозначен площадью РКМ. В теории это излишек обозначается РS и используется для характеристики рыночного равновесия.

Рис. 10. Излишек производителя


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: