double arrow

Эффект мультипликатора. На основе модели кейнсианского креста анализируют, как изменится равновесный выпуск в ответ на увеличение автономных расходов

На основе модели кейнсианского креста анализируют, как изменится равновесный выпуск в ответ на увеличение автономных расходов. Предположим, что необходимо вывести экономику из длительной депрессии, для этого нужно стимулировать спрос (например за счет увеличения автономных расходов).

Предположим, что автономные расходы выросли на единицу. На первый взгляд кажется, что, поскольку равновесный доход равен величине совокупного спроса, то увеличение автономных расходов на единицу должно привести к такому же увеличению равновесного дохода. Однако это не так. Для того чтобы прояснить, что происходит вслед за ростом автономных расходов, процесс приспособления к новому равновесию рассматривают в динамике. Для этого условно разбивают процесс перехода из первоначального состояния равновесия в новое на бесконечное число шагов и считают совокупное изменение выпуска как сумму изменений, происходящих на каждом шаге. При этом мы полагают, что потребление на каждом шаге зависит от дохода, образовавшегося на предыдущем этапе. В результате, рост автономных расходов приведет к росту дохода, что в свою очередь, будет стимулировать потребление и оказывать дальнейшее давление на планируемые расходы.

Итак, пусть автономные расходы выросли на 1 млн. руб. Прямое воздействие автономных расходов приведет к тому, что на нулевом шаге выпуск возрастет на 1 млн. руб., чтобы удовлетворить возросший совокупный спрос. Это так называемый прямой эффект роста автономных расходов. В дальнейшем автономные расходы более не изменяются, но приспособление дохода продолжается в силу наличия косвенных эффектов. Увеличение выпуска, а следом и дохода на нулевом шаге на 1 млн. рублей ведет к росту потребления на величину, меньшую, чем само увеличение дохода, поскольку предельная склонность к потреблению меньше единицы: ΔC1=mpcΔY0<ΔY0. Для того чтобы удовлетворить спрос выпуск снова должен возрасти, на этот раз на величину mpcΔY0, то есть меньше, чем в нулевом периоде. Рост выпуска снова приведет к росту дохода, а это будет снова стимулировать потребление. Это есть косвенный эффект первого порядка. На втором шаге потребление растет, что приводит к соответствующему росту выпуска и так далее. Полученные результаты можем проследить в таблице (см. таблицу). Таким образом, просуммировав все изменения в выпуске, получаем:




ΔY = (1+mpc+mpc2+mpc3+…)



Учитывая, что предельная склонность к потреблению меньше единицы, находим сумму ряда, который является бесконечно убывающей геометрической прогрессией:

ΔY = (1+mpc+mpc2+mpc3+…) = /(1-mpc).

Таблица 11. Прямой и косвенные эффекты, вызванные изменением автономных расходов.

Шаг t Прирост планируемых расходов ΔAEt Прирост выпуска на данном шаге ΔYt Суммарный (накопленный) прирост выпуска ΣΔYi , где 0<i<1
  ΔC0 ΔC0 ΔC0
mpc ΔC0 mpc ΔC0 ΔC0+mpc ΔC0 = (1+mpc) ΔC0
mpc2 ΔC0 mpc2 ΔC0 (1+mpc+mpc2) ΔC0

Таким образом, выпуск изменится на величину большую, чем исходное изменение автономных расходов. Этот эффект называют эффектом мультипликатора автономных расходов. Название отражает тот факт, что первоначальное изменение автономных расходов вызывает умноженный прирост выпуска. Формула мультипликатора автономных расходов имеет вид: µ = 1/(1+mpс).

Оценить, на сколько изменится объем национального продукта при изменении любого компонента совокупных расходов можно из уравнения: ΔΔАЕ.

Т.о. мультипликатор автономных расходов показывает, на какую величину изменится равновесный объем выпуска при увеличении автономного спроса на единицу.

Чем больше предельная склонность к потреблению и меньше предельная склонность к сбережениям, тем больше величина мультипликатора.

Кейнсианская теория рассматривает понятие «парадокс бережливости». Парадокс бережливости заключается в том, что попытка общества больше сберегать приводит к снижению спроса, и вызывает падение объема национального производства.






Сейчас читают про: