Природопользования

Экономические механизмы рационального

В результате внедрения этих механизмов в практику хозяйственной деятельности антиэкологичное природопользование становится экономически невыгодным.

До недавнего времени в нашей стране отсутствовали действенные экономические рычаги, воздействующие на сохранение и рациональное использование ОС. Ныне в России создан и функционирует экономический механизм охраны ОС, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней (рис. 3.3).

Его главная особенность – ориентация не на плановое централизованное финансирование из госбюджета, а в основном на экономические методы регулирования. Делать выводы о высокой эффективности нового экономического механизма охраны ОС и природопользования преждевременно, он требует дальнейшего развития и совершенствования. Новая структура экономического механизма сочетает все как ранее действующие нормы (природоресурсные кадастры, материально-техническое обеспечение и др.), так и новые экономические стимулы (экологические фонды, плата за пользование природными ресурсами, экологическое страхование и др.) В качестве обязательных элементов предусматривается включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных решений.

Согласно Закону РФ об охране ОС (2002 г.) основными задачами экономического механизма являются:

1) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

2) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

3) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ; размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

4) предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществление других эффективных мер по охране ОС;

5) возмещение вреда, причиненного ОС и здоровью человека.

Главная особенность нового экономического механизма – сделать охрану ОС составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник, предприниматель был заинтересован в охране ОС не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.


Рис. 3.3. Экономические механизмы охраны ОС

Платность природных ресурсов – важнейший элемент нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы. К числу других существенных экономических стимулов следует отнести экологические фонды и экологическое страхование.

Наиболее важными направлениями реализации экономических механизмов рационального природопользования являются:

1. Оценка стоимости ресурсов.

Стоимость исчерпаемых источников энергии, сырья для промышленности и биоресурсов определяется затратами на их добывание, транспортировку, переработку в конечный продукт и ценой этого продукта. Все, что проще добыть и ближе расположено к месту потребления, стоит дешевле. На рыночную цену ресурса, кроме того, влияет и его исчерпаемость: чем ресурса меньше, тем он дороже, (например, цены на сырье для производства фосфорных удобрений непрерывно растут вследствие дефицита этого ресурса). Как ресурс рассматривается и самоочистительная способность, а также рекреационная емкость экосистем. При этом для определения стоимости ресурса оцениваются затраты на восстановление экосистем.

2. Плата за использование природных ресурсов.

Закон РФ об охране ОС предусматривает плату не только за загрязнение ОС, но и за использование природных ресурсов. Плата за природные ресурсы (земля, вода, лес и др.) взимается: а) в пределах установленных лимитов; б) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; в) на их воспроизводство и охрану.

Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, за пользование водными объектами – в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, за пользование землей – в виде земельного налога, арендной платы. Поступающие платежи перечисляют в местный бюджет (города или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Платность природных ресурсов, несомненно, повышает материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.

3. Плата за загрязнение ОС (п.3.14).

Законом РФ об охране ОС предусмотрена плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов. В первом случае платежи производятся за счет себестоимости продукции предприятия, во втором – за счет прибыли, которая получена предприятием–загрязнителем. В случае убыточности предприятия–загрязнителя платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Территориальные органы МПР России и органы санэпиднадзора вправе приостановить (или прекратить) деятельность таких предприятий, для которых размер платежей превышает прибыль, оставляемую в их распоряжении.

Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие–загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов, что позволяет сделать охрану ОС экономически выгодным делом.

Вместе с тем опыт применения системы платежей за загрязнение показывает, что плата по налоговому принципу не выполняет автоматически стимулирующих функций, что существенно снижает роль платы как экономического рычага стимулирования природоохранной деятельности природопользователей.

4. Экологические фонды.

Для реализации различных природоохранных задач: восстановления потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просветительского направления и т.д. создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов. Фонды функционируют за счет отчислений с предприятий в виде плат за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и др. источников. Нормативы отчислений в экологические фонды закреплены в законе РФ. Большая часть средств экологических фондов идет на реализацию природоохранных мероприятий.

Экологические фонды способствуют также развитию таких прогрессивных механизмов финансирования природоохранной деятельности:

1) как вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения;

2) выдача гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.

В настоящее время функции экологических фондов и процедура их финансирования пересматриваются.

5. Экологическое страхование.

Правовой основой экострахования (ЭС) являются законы РФ «О стра­ховании» и «Об охране окружающей среды». По закону РФ об охране окружающей среды не только предприятия, но и граждане имеют право страхового возмещения (при добровольном и обязательном страховании) в случае техногенных катастроф, аварий и стихийного бедствия. Однако предприятие может быть лишено права на страховое возмещение, если оно неоднократно предупреждалось о возможности аварии, но не приняло никаких предупредительных мер. Таким образом, экологическое страхование выполняет экономически стимулирующие функции, побуждая предприятия к сохранению природных ресурсов и охране природной среды.

Все более актуальными становятся и такие важные природоохранные проблемы, как страхование риска загрязнения ОС, страхование инвестиций в экологически рисковые проекты, выбор приоритетных объектов экологического страхования.

Объектом экострахования является риск гражданской ответствен­ности, выражающейся в предъявлении страхователю имущест­венных претензий физическими или юридическими лицами о возмеще­нии ущерба.

С целью активизации страховой деятельности постановлениями Пра­вительства РФ предусмотрены налоговые льготы для страхователей, а так­же создание фондов страхования на промышленных предприятиях, транспорте и т.д.

Экономическая сущность состоит в аккумуляции денежных средств в фондах страховых организаций и в перераспределе­нии их между третьими лицами для компенсации причиненных им убыт­ков при наступлении страховых случаев.

Юридическими лицами возможно добровольное и обязательное экострахование собственных убытков от эколо­гических аварий. Физическими лицами — только добровольное. Обязательное страхование предполагает включение страховых премий в себестоимость продукции страхователя. Страховые премии предполага­ется уплачивать из средств регионального экологического фонда.

Убытки сверх лимита (предельные размеры ответственности) должны покрываться предприятиями — причинителями вреда.

6. Определение стоимости экологического ущерба.

Под экологическим ущербом понимается вся совокупность изменений окружающей среды при использовании ресурсов, включая затраты на ее восстановление (например, при оценке ущерба, нанесенного окружающей среде загрязнением, учитываются затраты на восстановление окружающей среды, на изменение технологий с целью снижения загрязнений, на профилактику и лечение населения). Могут учитываться также затраты на расход воды для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества. Все это подталкивает предприятия к разработке технологий, наносящих минимальный вред окружающей среде. При оценке экологического ущерба при уничтожении некоторых представителей биоты такса зависит от численности популяций уничтожаемых видов и возможности их восстановления.

7. Разработка системы экологически ориентированных государственных инвестиций.

В разных странах природоохранные затраты имеют разную структуру. Так, на охрану водных ресурсов, атмосферного воздуха, рекультивацию земель и обеззараживание отходов в Японии затрачивается соответственно 23, 50, 7 и 20 % от всей суммы затрат, в США – 41, 32, 7 и 20 %, а в РФ - 69, 14, 13 и 4 %. Столь высокая доля затрат на охрану водных ресурсов в РФ связана с несовершенством технологий на большинстве предприятий, что заставляет идти на расходы по созданию очистных сооружений. Значительная доля на рекультивацию земель связана с широким распространением в РФ открытого способа добычи полезных ископаемых.

Государство инвестирует выполнение различных экологических программ. Например, правительство ФРГ взяло на себя 50 % расходов на модернизацию оборудования предприятий, расположенных в бассейне реки Рейн. Правительство Японии широко использует инвестиции в предприятия вторичной переработки сырья в тех случаях, когда производство на этой основе оказывается менее выгодным, чем использование первичного сырья (предприятия по выпуску батареек получает дотации за сложность переработки старых батареек).

В США государство выкупило у фермеров на 20 лет каждый пятый гектар пашни и засадило эти земли лесом, прекратив тем самым эрозию почвы.

В развитых странах в настоящее время доля экологических инвестиций составляет 1,5 – 2 % от валового национального продукта, планируется довести долю затрат “на экологию” до 10 %. В РФ в разных регионах на экологические цели затрачивается от 0,5 до 3 % бюджета. Однако эффективность этих инвестиций низка.

8. Комплексная экономическая оценка природоохранных мероприятий.

Позволяет учитывать экологический ущерб от ныне работающих предприятий (включая отдаленные последствия) и прогнозировать его действия для вновь сооружаемых объектов.

Задачи комплексной оценки выполняются государственной экологической экспертизой, а также при экологическом мониторинге (см. п.3.5, п. 3.12).

3.13.1. Эколого-экономический учет природных ресурсов

и загрязнителей

Экономические, экологические и некоторые другие показатели природных ресурсов обычно обобщают в виде кадастров.

Кадастр – систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде случаев с их социально-экономической оценкой. Кадастры составляют специально уполномоченные органы Министерства природных ресурсов для комплексного учета природных ресурсов на территории республик. Краев и областей, рационального их использования, для дифференциации платы за ресурсы и т.д.

Различают: земельный, водный, лесной кадастр недр, животного мира, медико-биологический, промысловый и др. виды кадастров.

Земельный кадастр включает данные регистрации землепользователей (собственники, пользователи, арендаторы), учета количества и качества земель, бонтировки (качественной оценки земель).

Водный кадастр – это свод систематизированных данных о водных объектах, ресурсах, режиме и качестве использования вод, а также о водопользователях. Он включает 3 раздела: 1) поверхностные воды, 2) подземные воды, 3) использование вод. Источником сведений для составления и пополнения водного кадастра служит сеть наблюдательных гидрологических постов и режимных станций.

Полученные данные обрабатывают с помощью специальной автоматизированной системы и доводят до потребителя.

Лесной кадастр – свод данных о лесах, степени их вовлечения в эксплуатацию, качественном составе, запасах древесины, ежегодного ее прироста и т.д. С помощью кадастра оценивают эколого-экономическое значение лесов, решают вопросы охраны лесных ресурсов, другие практические вопросы (выбор лесосырьевых баз и др.). Аналогичные или близкие к ним функции выполняют кадастры и других природных ресурсов.

В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учета размещения отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загрязнителей ОС. Объектом регистрации служат все опасные и потенциально опасные вещества, независимо от их происхождения, производимые на как на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.

3.13.2. Лицензия, договор, лимиты на природопользование

Порядок пользования природной средой и природными ресурсами основывается на принципах охраны природной среды и неистощимости использования природных ресурсов, создания нормальных экологических и экономических условий для ныне живущих и будущих поколений, обеспечения приоритетных направлений природопользования, учета и контроля за ОС. Эффективными средствами охраны ОС и рационального природопользования служат такие экономические рычаги, как лицензия, договор и лимиты.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование – документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.

В лицензию на комплексное природопользование включают:

1) перечень используемых природных ресурсов, лимиты, нормативы их расхода и изъятия;

2) нормативные платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов;

3) перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов;

4) нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов;

5) экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность.

Лицензия на комплексное природопользование выдается органами Министерства природных ресурсов России сроком на один год, но в ряде случаев право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населения. Лицензия имеет существенное значение не только как средство защиты ОС, но и как один из способов регулирования природопользования.

Принципы неистощимости природных ресурсов и охраны природной среды могут быть соблюдены лишь при комплексном природопользовании, т.е. в тех случаях, когда использование одного ресурса не оказывает вредного воздействия на др. ресурсы. Поэтому, получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании.

Согласно Закону РФ об охране ОС договор о комплексном природопользовании предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда.

Составной частью экономического механизма охраны ОС является также лимитированное природопользование.

Лимиты на природопользование – предельные объемы природных ресурсов, выбросов (сбросов), загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий - природопользователей на определенный срок.

Так, например, устанавливают лимиты потребления вод, промышленного потребления, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных, расчетную лесосеку и т.д.

За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты, как система экологических ограничений, экономическим путем побуждают природопользователя к бережному отношению к природной среде, сокращению отходов, уменьшению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, переходу к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям. Поэтому понятно, что лимиты, а также лицензии и договоры на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранительные функции.

ª Вопросы для самопроверки

1. Какие особенности нового экономического механизма охраны окружающей природной среды?

2. Как осуществляется эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей?

3. Как осуществляется плата за использование природных ресурсов?

4. Как осуществляется плата за загрязнение окружающей природной среды?

5. Каковы функции экологических фондов в прироодохранной деятельности?

6. В чем экономическая сущность экострахования?

7. Какие виды экострахования предусмотрены для юридических и физических лиц?

8. Какие задачи рационального природопользования решаются введением экологического страхования?

9. Что такое лицензия, договор и лимиты на природопользование?

10. Какими способами в современных условиях повышают заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании?

&? Вопросы для самостоятельного изучения

1. Улучшает ли рыночная экономика экологическую ситуацию и если да, то в каком смысле?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: