Окружающей среды. Устойчивое развитие

Международное сотрудничество в области охраны

Природу невозможно сохранить в отдельно взятой стране. Поэтому меры по охране природы могут быть эффективными только при совместных усилиях всех государств на локальном уровне и в глобальном масштабе всей планеты. Основная цель сохранения окружающей среды планеты связана с сохранением человечества на планете и отражена в Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972г.): “человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и умножение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений”.

В декларации конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в июне 1992г., записано: “охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой компонентой процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него; право на развитие должно реализовываться таким образом, чтобы в равной мере обеспечить удовлетворения потребностей в развитии и сохранении окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений”.

Международное сотрудничество в области охраны природы осуществляется по межправительственным соглашениям или по неправительственным программам, которые организуются общественными движениями или учеными.

Правительственные и многие неправительственные программы возглавляет ЮНЕСКО – организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, созданная в 1946 г. для координации деятельности правительств и научных учреждений. В 1972 г. в Стокгольме ЮНЕСКО организовала первую крупную Международную конференцию по вопросам окружающей среды. В результате этой конференции была создана Межправительственная программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП (UNEP – UNITED NATION Environment Programme). ЮНЕП посвящена наиболее острым проблемам разрушения биосферы человеком (опустыниванию, деградации почв, исчезновению лесов, резкому ухудшению качества и уменьшению количества пресной воды, загрязнению Мирового океана).

После Стокгольмской конференции до наших дней было подписано в общей сложности 170 различных договоров и соглашений по охране окружающей среды, которые должны регламентировать использование природных ресурсов и загрязнение биосферы (табл. 3.3). Наиболее важная из них так называемая Вашингтонская конвенция – “Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения” (Вашингтон, 1973). До марта 1986 г. к конвенции присоединились 91 государство, в т.ч. и СССР. Конвенция включает три списка видов по опасности исчезновения, эти списки постоянно пополняются.

Важнейшим документом является “Всемирная стратегия охраны природы” (5 марта 1980 г.). Он подготовлен и курируется Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирным фондом дикой природы (WWF), Продовольственной и с/х организацией ООН (ФАО) и др. международными неправительственными организациями, работающими под эгидой ЮНЕСКО.

МСОП – неправительственная организация, созданная в 1948 г. при ЮНЕСКО со штаб-квартирой в Швейцарии. В составе МСОП более 130 государств (в т.ч. и РФ), а также 24 международные организации. МСОП издает международные Красные книги.

WWF (Всемирный фонд дикой природы) – Международная неправительственная организация, созданная в 1961 г. осуществляет фундаментальные исследования, учреждает и охраняет заповедники, предоставляет денежную помощь и занимается просветительской и воспитательной работой в сфере охраны природы. Им уже поддержано более 3000 проектов на сумму, превышающую 90 млн долларов.

В 1982 г. ООН была принята “Всемирная хартия природы” – Международный природоохранный документ, возлагающий ответственность за состояние биосферы на все государства, входящие в состав ООН. К сожалению, эта хартия оказалась малоэффективной.

В июне 1992 г. состоялась Международная конференция в Рио-де-Жанейро. В этом грандиозном форуме участвовало 40 тыс. человек., делегация из России состояла из 160 человек, ход работы форума освещало 2000 журналистов.

Таблица 3.3

Принятые международные конвенции

Краткое название Полное название Город и дата принятия
КБР Конвенция о биологическом разнообразии Найроби, Рио-де-Жа-нейро, 22 мая 1992 г.
СИТЕС Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения Вашингтон, 3 марта 1973 г.
КМВ Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных Бонн, 23 июня 1979 г.
Базельская Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением Базель, 22 марта 1989 г.
Венская, Монреальская Венская конвенция об охране озонового слоя, Вена, 22 марта 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой Монреаль, 16 сентября 1987 г.
По морскому праву Конвенция ООН по морскому праву Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.
РКИК Рамочная конвенция ООН об изменении климата Нью-Йорк, 9 мая 1992 г.
КБО Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке Париж, 17 июня 1994 г.
Рамсарская Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц Рамсар, 2 февраля 1971 г.
По наследию Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия Стокгольм, 23 ноября 1972 г.

На конференции были сформулированы положения о необходимости перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития и планировалось подписать “Хартию земли” – основной документ о стратегии и тактике развития человечества на пути к обществу устойчивого развития (включая и обязательства богатых стран оказать помощь в улучшении экологической ситуации бедным странам). Однако текст хартии не был принят, т.к. богатые страны воздержались от конкретных обязательств (в основном по причине нестабильности демографической ситуации в бедных странах). Хартия была заменена “протоколом о намерениях” – Декларации по окружающей среде и развитию. Прогноз экологических последствий хозяйственной деятельности человека и обоснование роли заповедников – центральные задачи, которые решались Международной биологической программой “Человек и биосфера”. В результате выполнения этой программы была создана репрезентативная сеть биосферных заповедников (к 1990 г. их число превысило 243, а площадь 120 млн га). Важную роль играет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – межправительственная организация, созданная в 1946 г., усилия которой направлены на борьбу с особо опасными болезнями. В сфере компетенции ВОЗ находится и влияние на здоровье человека различных загрязнений.

3.16.1. Международные обязательства РФ в области

охраны окружающей среды

РФ – активный участник многих международных экологических организаций (как правительственных, так и неправительственных) и выполняет ряд важных проектов по двусторонним соглашениям (с США, ФРГ, Японией, Финляндией и др.).

На конференциях ООН по окружающей среде и развитию были при­няты важнейшие документы, направленные на решение проблем Земли. Ко всем этим документам присоединилась и Россия, заявив о поддержке международного сотрудничества в интересах устойчивого развития.

Разработана и утверждена Президентом РФ «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию». Обсуждается проект «Государственной стратегии устойчивого развития РФ». Разрабатываются планы действий Прави­тельства РФ по охране окружающей среды.

Многие международные соглашения и конвенции были подписаны СССР; вытекающие из них обязательства в настоящее время приняла на себя Российская Федерация.

Правительства стран — членов Европейского Союза (ЕС) регулярно пересматривают и обновляют свои структуры и процедуры управления качеством окружающей среды с целью повышения их эффективности. К прежим уровням управления, государственным, добавился еще один, межгосударственный, уровень.

Правительства стран — членов ЕС одобрили и приняли идею устой­чивого развития и прилагают усилия, чтобы включать природоохранные аспекты в деятельность управленческих структур.

Важной тенденцией современности является то, что центральные орга­ны власти стали передавать все больше полномочий местным органам.

Международное сотрудничество РФ осуществляется в форме участия в международных конвенциях, подписания соглашений по природо­охранной деятельности и выполнению различных проектов, в том числе и по решению задач регионального характера.

Основное взаимодействие осуществляется с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в рамках выполнения проектов на террито­рии России. Исполнительным органом ЮНЕП в России является Центр международных проектов Госкомэкологии, который выполняет также роль координатора ряда совместных проектов России, СНГ и ЮНЕП. Главное внимание сосредоточено на совершенствовании информационных сис­тем, гармонизации информационных систем и природоохранного зако­нодательства России и стран СНГ, проблемах Каспийского и Черного морей, других региональных программах.

В рамках деятельности Комитета по экологической политике ЕЭК ООН регулярно проводятся конференции министров охраны окружающей сре­ды стран Европы, разрабатываются экологические программы с целью совершенствования политики и управления природоохранной деятельно­стью в странах с переходной экономикой. Важным событием последних лет является участие России в Общеевропейской конференции министров охраны окружающей среды под эгидой ЕЭК ООН, итогом которой была «Экологическая программа для Европы».

В реализации Стратегии охраны окружающей среды Арктики участву­ют страны арктической «восьмерки», в том числе Россия.

Выполняются совместные региональные проекты. В соответствии с Декларацией, принятой министрами охраны окружающей среды регио­на Баренцева моря (1995 г.), ведутся работы по предотвращению радиоак­тивного загрязнения, готовности к ядерным авариям, экологическому управлению и др.

Сотрудничество в рамках Баренцева/Евроарктического региона включает предотвращение радиационного загрязнения, управление окружающей средой, снижение загрязнения от промышленной деятельно­сти, охрану мест обитания и сохранение флоры и фауны.

Соглашения о сотрудничестве РФ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности подписаны со многими стра­нами, в частности:

- с Финляндией, а также с Болгарией — о сотрудничестве в области
предупреждения промышленных аварий, стихийных бедствий и ликвида­ции их последствий (1994);

- с Норвегией — о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью в Баренцевом море (1994);

- с Китайской Народной Республикой и другими странами — о со­вместной охране лесов от пожаров;

- с США — о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и природных ресурсов (1994).

Соглашение с США 1994 г. является продолжением Соглашения от 1972 г. С США заключено также соглашение о сотрудничестве по предот­вращению загрязнения окружающей среды в Арктике и другие. Сотрудни­чество с США осуществляется прежде всего в рамках Комитета по окру­жающей среде Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству.

Россия имеет обязательства по выполнению подписанных ею меж­дународных договоров по окружающей среде (их более 20), включая конвенции, соглашения и протоколы к ним. Это — Лондонская кон­венция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и дру­гих материалов, Конвенция по защите морской среды Балтийского моря, Конвенция по защите Черного моря от загрязнения, Конвенция по борьбе с опустыниванием, рамочная Конвенция ООН об изменении климата, Венская конвенция об охране озонового слоя, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Конвен­ция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Венская конвенция о гражданской ответственности за ядер­ный ущерб и другие.

Ратификация международных договоров и конвенций поддерживает­ся законами РФ.

В 1979 г. под эгидой Европейской экономической комиссии ООН раз­работана и принята Конвенция «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния».

В 1994 г. Россия подписала Протокол к Конвенции 1979 г. о трансгра­ничном загрязнении воздуха на большие расстояния относительно даль­нейшего сокращения выбросов серы. Обязательства по этому Протоколу, предусматривающему уменьшение выбросов на европейской части на 38 % к 2000 г. и на 40 % к 2005 и 2010 гг. по отношению к уровню 1980 г., фактически были выполнены к 1991 г.

В 1988 г. подписан Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков, согласно которому не позднее 31 декаб­ря 1994 г. они не должны были превышать уровня годовых национальных выбросов за 1987 г. Это обязательство выполняется Россией с 1991 г. (за счет спада производства).

Протокол 1991 г. об ограничении выбросов летучих органических со­единений или их трансграничных потоков (в целях предотвращения обра­зования приземного озона) не подписан Россией и не ратифицирован большинством стран.

Россия ратифицировала принятую в 1989 г. мировым сообществом Базельскую конвенцию «О контроле за трансграничной перевозкой опас­ных отходов и их удалением», в соответствии с которой импорт отходов с целью их захоронения или сжигания на территории РФ запрещен.

3.16.2. Понятие о концепции устойчивого развития

В 1972 году на Стокгольмской конференции ООН была создана специальная структура - Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), назначение которой состояло в изучении обозначившихся глобальных экологических проблем. В 1987 году Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) обострила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, опубликовав доклад “Наше общее будущее”. Именно в этом докладе прозвучал термин “устойчивое развитие”, под которым понимают такую модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений. В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми (друг с другом) и между Обществом и Природой.

В декабре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую организовать на уровне глав государств и правительств конференцию, посвященную выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации. Был создан Подготовительный комитет, подготовивший основополагающие документы конференции, в том числе “Декларацию Рио по окружающей среде и развитию” и “Повестку дня на XXI век”. Все эти документы впоследствии обсуждались на конференции и были приняты с некоторыми изменениями.

Концепция устойчивого развития вошла в природоохранный лексикон после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). В рамках глобального экологического форума в Рио-де-Жанейро были сформулированы следующие основные принципы о неразрывности эколого-экономических связей:

1. Экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню.

2. Упор на экологию без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость.

Особо подчеркивалось, что понятие устойчивого развития общества подразумевает обеспечение возможностей удовлетворения потребностей будущих поколений.

Итоги этой конференции можно выразить следующими выводами. Численность населения должна быть стабилизирована, и причем быстро. Если это не сделаем мы, то это сделает природа, причем значительно более жестоко. Невозможно обеспечить экологическую безопасность планеты в социально несправедливом мире. Задачи сохранения экологической среды невозможно решить в отрыве от задач экономического развития.

Одной из главных задач является уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира, искоренение бедности и нищеты, с учетом того обстоятельства, что сейчас на долю трех четвертей населения Земли приходится лишь одна седьмая часть мирового дохода, каждый ребенок в развитой части мира потребляет в 20-30 раз больше, чем ребенок в стране третьего мира.

Вместе с тем путь, которым пришли к своему благополучию развитые страны, неприемлем для человечества в целом, так как благополучие развитых стран построено в значительной мере за счет нереализованного благополучия развивающихся стран. Переход к устойчивому развитию - это процесс революционных изменений в мире, требующий нового мышления.

Развитые страны признают ту ответственность, которую несут, участвуя в международных усилиях с целью достижения устойчивого развития, с учетом того, какое давление они оказывают на окружающую среду, технологии и финансовых возможностей, которыми они располагают. Страны, особенно развитые, берут на себя ряд обязательств, связанных с ограничением вредных выбросов, передачей экологически безопасных технологий развивающимся странам, выделением финансовых ресурсов для выполнения развивающимися странами своих обязательств. Была принята также конвенция ООН о биологическом разнообразии, предписывающая государствам нести ответственность за сохранение и устойчивое использование своих биологических ресурсов.

“Концепция перехода РФ к устойчивому развитию” была утверждена Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. В 1997 г. на заседании правительства одобрена “Государственная стратегия устойчивого развития РФ”. В этих документах отмечается, что следуя рекомендациям и принципам, изложенным в резолюции ООН по окружающей среде и развитию в Рио и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществлять в РФ последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Решение этих задач возможно лишь в рамках такого экономического развития страны, при котором не будет происходить разрушения естественного биотического механизма регуляции окружающей среды, а улучшение качества жизни людей будет обеспечиваться в пределах допустимой хозяйственной емкости биосферы.

Исходя из этих принципиальных положений, основными направлениями перехода России к устойчивому развитию были приняты следующие:

1. Создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства;

2. Разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экономические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием;

3. Оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

4. Формирование эффективной системы организации устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Переход нашей страны к устойчивому развитию – это весьма длительный процесс, который потребует решения огромных по масштабу эколого-экономических и социальных задач, поэтому он будет осуществляться поэтапно. Основные этапы на этом пути: решение сложнейших социальных и экономических проблем оздоровления окружающей среды, в первую очередь в зонах экологического бедствия, существенная экологизация всего процесса экономического развития, гармонизация взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Особо следует отметить, что переход к устойчивому развитию потребует безусловного искоренения стереотипов мышления, пренебрежения возможностями биосферы, порождающих безответственное отношение к обеспечению экологической безопасности.

Как считают многие ученые и специалисты, именно движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете должно привести к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), к достижению гармонии между Обществом и Природой.

Можно говорить об устойчивом развитии человечества в целом, об устойчивом развитии сообщества людей, в том или ином регионе планеты и, в частности, той или иной страны.

3.16.3. Показатели устойчивого развития страны

Классики экономической науки, начиная от Адама Смита, неизменно признавали 3 источника богатства нации: землю, труд и капитал. Однако в XIX – XX вв. западные экономисты все больше внимания уделяли проблеме накопления капитала, под которым понимался лишь произведенный капитал – машины, оборудование, сырье и сооружения, используемые для дальнейшего производства. Поэтому, только затраты на увеличение этого запаса считались инвестициями, тогда как большая часть затрат, например, на охрану окружающей среды или образование, относилась к категории “потребление” и рассматривалась как вычет из потенциально возможного накопления.

Растущее признание важности устойчивого развития общества привело сначала к попыткам “озеленения” национальной статистики, т.е. учета изменения природного капитала при расчете показателей ВНП, а затем и к разработке методов учета меняющейся величины человеческого капитала разных стран. Хотя эти методы и расчеты пока неточны.

В наиболее развитых странах мира (Западная Европа), обладающими наибольшим запасом человеческого капитала, относительная роль человеческих ресурсов особенно велика, тогда как на долю природного капитала приходится всего лишь 2-5 % суммы их национального богатства. В то же время в одном из беднейших регионов мира – в Западной Африке – значение природного капитала превышает значение произведенного капитала, а значение человеческих ресурсов – одно из самых низких в мире, хотя численность населения большая. Однако в абсолютном измерении запасы природного капитала в расчете на душу населения одинаковы в Западной Европе и в Западной Африке. Различие в структуре богатства целиком обусловлено тем, что на одного западноевропейца в среднем приходится в 13-14 раз больше человеческого и природного капиталов.

В течение последних 10 лет концепция устойчивого развития постоянно совершенствовалась, развивалась и уточнялась. В одном из исследований Всемирного банка принцип устойчивого развития формулируется как “управление капиталом в интересах сохранения и преумножения человеческих возможностей”. Здесь капитал = произведенный + человеческий + природный. Для того чтобы быть устойчивым, развитие общества должно идти таким образом, чтобы сумма этих трех видов капитала по крайней мере не уменьшалась.

Поэтому важным показателем устойчивого или неустойчивого развития можно считать “действительную норму накопления”, для расчета которой сумма изменений в величине трех видов капитала нации за определенный период, например, за год, представляется как доля от ее ВНП (в %).

 
 


где ДНН - действительная норма накопления;

DПК –прирост произведенного капитала;

DПрК – прирост природного капитала;

DЧК – прирост человеческого капитала.

Этот показатель >0, если сумма национального капитала увеличивается. Для этого национальные инвестиции, например, в ремонт и строительство новых предприятий (произведенный капитал), посадку лесов (природный капитал), образование (человеческий капитал) должны превышать суммарный износ и истощение капитала, происходящие, например, вследствие поломки и устаревания оборудования, вырубки лесов или потери и обесценения квалификации части населения. Труднее всего избежать истощения природного капитала нации, т.к. значительная часть этого капитала состоит из невозобновимых природных ресурсов. Вопрос заключается в том, в какой мере истощение природного капитала может быть компенсировано приростом произведенного и человеческого капитала без ущерба для совокупного экономического потенциала, и, следовательно, перспектив устойчивого развития отдельных стран и мира в целом.

Анализ, проведенный Всемирным банком, уже показал, что многие страны, активно использующие свои природные ресурсы имеют низкую или даже отрицательную ДНН, т.е. сумма национального капитала этих стран почти не увеличивается или даже сокращается. В результате возникает угроза будущему благосостоянию граждан.

Среди развивающихся стран лишь два региона – Восточная Азия и Южная Азия имеют стабильно ДНН >0. Однако из этого вовсе не следует, что странам, богатым природным капиталом, следовало бы воздержаться от его расходования в интересах собственного развития. Низкая или < 0 ДНН свидетельствует лишь о том, что природный капитал нации используется неразумно. Доходы от этого капитала в основном потребляются, тогда как их следовало бы инвестировать в прирост других компонентов национальных богатств.

ª Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные направления, по которым Россия должна выходить из экологического кризиса.

2. Каковы роль и значение общественного экологического движения?

3. В чем смысл устойчивой модели развития общества? Пути ее реализации в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: