На основании представленных распорядителем или получателем средств федерального бюджета платежных документов Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, дав указание банку списать средства с единого счета федерального бюджета и отразив выполненную операцию на лицевом счете распорядителя или получателя бюджетных средств.
Перечисление средств с лицевых счетов органов казначейства осуществляется по платежным поручениям этих органов. Для финансирования расходов по лицевым счетам распорядителей бюджетных средств, открытых в органах казначейства, органы казначейства представляют в банк платежные поручения.
Банк не контролирует целевое использование средств по счетам казначейства.
Кассовое обслуживание распорядителей и получателей бюджетных средств, имеющих счета в органах Федерального казначейства, осуществляют кредитные организации, которые ведут счета соответствующих органов Федерального казначейства. Кредитные организации заключают с органом Федерального казначейства договор о приеме и выдаче наличных денег распорядителям и получателям бюджетных средств с лицевых счетов.
|
|
Кредитная организация выдает органу казначейства необходимое количество чековых денежных книжек.
Выдача наличных денег из кассы кредитного учреждения распорядителю (получателю) бюджетных средств производится на основе чека, на оборотной стороне которого проставляется наименование распорядителя (получателя) бюджетных средств. На чеке должны быть обязательно указаны паспортные данные представителя распорядителя (получателя) бюджетных средств. Сумма, указанная в чеке, списывается со счета казначейства.
Прием денег в кассу банка производится от представителя распорядителя бюджетных средств по объявлению на взнос наличными для зачисления на счет казначейства. В графе «Получатель» указывается орган казначейства (в скобках указывается наименование распорядителя бюджетных средств, внесшего денежные средства).
БК РФ предусматривает определенную очередность списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 255).
При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов (календарная очередность).
При недостаточности на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) денежных средств они списываются в следующей последовательности:
|
|
• в первую очередь осуществляется списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;
• во вторую очередь осуществляется списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания ими актов, не соответствующих закону или иному правовому акту;
• в третью очередь осуществляется списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет;
• в четвертую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга;
• в пятую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета.
Списание средств со счетов по требованиям, относящимся к одной очередности, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Следует учитывать, что БК РФ регулирует исключительно очередность списания средств со счетов бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств. Списание средств с банковских счетов регулируется ГК РФ, который устанавливает принципиально иную очередность. Только первая очередь платежей, установленная БК РФ, полностью соответствует первой очереди списания средств с банковского счета, установленной ст. 855 ГК РФ.
Постановлением Правительства РФ от 22.02.01 г. № 143 (в реакции от 26.07.04 г. № 379) утверждены Правила исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета. Эти Правила не распространяются на исполнение решений судов о взыскании с органов социальной защиты населения, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, задолженности по ежемесячным подобиям на детей; на отношения, связанные с взысканием недополученных пенсий на основании исполнительных листов судебных органов (Письма Минфина РФ от 08.02.02 г. № 03-01-01/02-63, от 9.10.03 г. № 03-01-01/12-303, от01.12.03 г. № 3-12-22/44).
Согласно Правилам исполнительный лист судебного органа по снежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов.
Одновременно с исполнительным листом взыскатель представляет заверенную в установленном порядке копию решения суда, для исполнения которого выдан исполнительный лист, и заявление с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Орган Федерального казначейства ведет учет исполнительных листов и документов.
Исполнительный лист возвращается взыскателю без исполнения в течение 5 рабочих дней со дня его поступления с указанием причины возврата в случае:
• нарушения сроков предъявления исполнительного листа к исполнению;
• несоответствия его требованиям, установленным законодательством РФ;
• отсутствия какого-либо из документов, указанных выше;
• несоответствия наименования должника по исполнительному листу его наименованию как получателя средств федерального бюджета, имеющего лицевой счет в органе Федерального казначейства.
|
|
Орган Федерального казначейства не позднее 5 рабочих дней после предъявления исполнительного листа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного листа и о дате его приема к исполнению в соответствии с указанными Правилами.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (деятельность, финансируемая за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательская и иная приносящая доход деятельность) и кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительном листе.
Для исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, за счет средств федерального бюджета должник одновременно с письмом представляет в орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения указанных требований в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете по соответствующим кодам бюджетной классификации.
При отсутствии или недостаточности остатка лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, необходимых для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном листе, должник направляет главному распорядителю (распорядителю), в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для выполнения требований исполнительного листа.
Копию запроса-требования, заверенную подписью руководителя (его заместителя) должника, должник представляет в орган Федерального казначейства.
Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в двухмесячный срок со дня поступления исполнительного листа в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета получателя средств федерального бюджета обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросами-требованиями.
|
|
Должник обязан представить в орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения требований исполнительного листа в первоочередном порядке не позднее следующего рабочего дня после получения выписки из его лицевого счета, свидетельствующей о получении средств.
Требование исполнительного листа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, исполняется на основании платежного поручения должника в пределах общего остатка средств, учтенных на открытом ему лицевом счете.
При недостаточности средств на указанном лицевом счете должника взыскатель вправе в судебном порядке предъявить требования в части неисполненного обязательства главному распорядителю средств федерального бюджета, в ведении которого находится должник.
Выплата по исполнительному листу задолженности, образовавшейся в результате деятельности должника, финансируемой за счет средств федерального бюджета, может производиться должником за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, без последующего возмещения из федерального бюджета средств, направленных на погашение задолженности по исполнительному листу.
При неисполнении должником в течение двух месяцев со дня поступления исполнительного листа в орган Федерального казначейства требований, содержащихся в исполнительном листе, а также при нарушении должником сроков, установленных Правилами, органы Федерального казначейства приостанавливают осуществление операций по расходованию средств с соответствующих лицевых счетов должника до момента устранения нарушения.
Операции по лицевым счетам не приостанавливаются при предъявлении должником в органы Федерального казначейства документов, подтверждающих исполнение решения суда или судебного акта, отменяющего или приостанавливающего исполнение решения суда.