Осуществление платежа

На основании представленных распорядителем или получа­телем средств федерального бюджета платежных документов Фе­деральное казначейство в день совершения разрешительной над­писи осуществляет платеж, дав указание банку списать средства с единого счета федерального бюджета и отразив выполненную опе­рацию на лицевом счете распорядителя или получателя бюджетных средств.

Перечисление средств с лицевых счетов органов казначейства осуществляется по платежным поручениям этих органов. Для фи­нансирования расходов по лицевым счетам распорядителей бюд­жетных средств, открытых в органах казначейства, органы казна­чейства представляют в банк платежные поручения.

Банк не контролирует целевое использование средств по счетам казначейства.

Кассовое обслуживание распорядителей и получателей бюджетных средств, имеющих счета в органах Федерального казначейства, осуществляют кредитные организации, которые ведут счета соответствующих органов Федерального казначейства. Кредитные ор­ганизации заключают с органом Федерального казначейства дого­вор о приеме и выдаче наличных денег распорядителям и получа­телям бюджетных средств с лицевых счетов.

Кредитная организация выдает органу казначейства необходи­мое количество чековых денежных книжек.

Выдача наличных денег из кассы кредитного учреждения рас­порядителю (получателю) бюджетных средств производится на основе чека, на оборотной стороне которого проставляется наиме­нование распорядителя (получателя) бюджетных средств. На чеке должны быть обязательно указаны паспортные данные представи­теля распорядителя (получателя) бюджетных средств. Сумма, ука­занная в чеке, списывается со счета казначейства.

Прием денег в кассу банка производится от представителя распорядителя бюджетных средств по объявлению на взнос наличны­ми для зачисления на счет казначейства. В графе «Получатель» указывается орган казначейства (в скобках указывается наимено­вание распорядителя бюджетных средств, внесшего денежные средства).

БК РФ предусматривает определенную очередность списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 255).

При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя бюд­жетных средств) денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержден­ных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов (календарная очередность).

При недостаточности на счете бюджета (лицевом счете получа­теля бюджетных средств) денежных средств они списываются в следующей последовательности:

• в первую очередь осуществляется списание по судебным ак­там, предусматривающим перечисление или выдачу средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате неза­конных действий (бездействия) государственных органов, ор­ганов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;

• во вторую очередь осуществляется списание по судебным ак­там, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причи­ненных физическому или юридическому лицу в результате не­законных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания ими актов, не соот­ветствующих закону или иному правовому акту;

• в третью очередь осуществляется списание, предусматрива­ющее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет;

• в четвертую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муници­пального долга;

• в пятую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расхо­дов бюджета.

Списание средств со счетов по требованиям, относящимся к одной очередности, производится в порядке календарной очеред­ности поступления документов.

Следует учитывать, что БК РФ регулирует исключительно оче­редность списания средств со счетов бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств. Списание средств с банковских счетов регулируется ГК РФ, который устанавливает принципи­ально иную очередность. Только первая очередь платежей, уста­новленная БК РФ, полностью соответствует первой очереди списания средств с банковского счета, установленной ст. 855 ГК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22.02.01 г. № 143 (в ре­акции от 26.07.04 г. № 379) утверждены Правила исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета. Эти Правила не распространяются на исполнение решений судов о взыскании с органов социальной защиты населения, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, задолженности по ежемесячным по­добиям на детей; на отношения, связанные с взысканием недополученных пенсий на основании исполнительных листов судебных органов (Письма Минфина РФ от 08.02.02 г. № 03-01-01/02-63, от 9.10.03 г. № 03-01-01/12-303, от01.12.03 г. № 3-12-22/44).

Согласно Правилам исполнительный лист судебного органа по снежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов.

Одновременно с исполнительным листом взыскатель представ­ляет заверенную в установленном порядке копию решения суда, для исполнения которого выдан исполнительный лист, и заявление с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Орган Федерального казначейства ведет учет исполнительных листов и документов.

Исполнительный лист возвращается взыскателю без исполне­ния в течение 5 рабочих дней со дня его поступления с указанием причины возврата в случае:

• нарушения сроков предъявления исполнительного листа к исполнению;

• несоответствия его требованиям, установленным законода­тельством РФ;

• отсутствия какого-либо из документов, указанных выше;

• несоответствия наименования должника по исполнительному листу его наименованию как получателя средств федерального бюджета, имеющего лицевой счет в органе Федерального каз­начейства.

Орган Федерального казначейства не позднее 5 рабочих дней после предъявления исполнительного листа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного листа и о дате его приема к исполнению в соответствии с указанными Правилами.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведом­ления представляет в орган Федерального казначейства письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженнос­ти (деятельность, финансируемая за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательская и иная приносящая доход деятельность) и кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по ис­полнению требований, содержащихся в исполнительном листе.

Для исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, за счет средств федерального бюджета должник одновремен­но с письмом представляет в орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения указанных требований в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете по соответствующим кодам бюджетной классифи­кации.

При отсутствии или недостаточности остатка лимитов бюджет­ных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, не­обходимых для удовлетворения требований, содержащихся в ис­полнительном листе, должник направляет главному распорядителю (распорядителю), в ведении которого он находится, запрос-требо­вание о необходимости выделения дополнительных лимитов бюд­жетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для выполнения требований исполнительного листа.

Копию запроса-требования, заверенную подписью руководи­теля (его заместителя) должника, должник представляет в орган Федерального казначейства.

Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в двухмесячный срок со дня поступления исполнитель­ного листа в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета получателя средств федерального бюд­жета обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запро­сами-требованиями.

Должник обязан представить в орган Федерального казначей­ства платежное поручение на перечисление в установленном по­рядке средств для полного либо частичного исполнения требова­ний исполнительного листа в первоочередном порядке не позднее следующего рабочего дня после получения выписки из его лице­вого счета, свидетельствующей о получении средств.

Требование исполнительного листа по задолженности, образо­вавшейся в результате осуществления должником предпринима­тельской и иной приносящей доход деятельности, исполняется на основании платежного поручения должника в пределах общего остатка средств, учтенных на открытом ему лицевом счете.

При недостаточности средств на указанном лицевом счете должника взыскатель вправе в судебном порядке предъявить тре­бования в части неисполненного обязательства главному распоря­дителю средств федерального бюджета, в ведении которого нахо­дится должник.

Выплата по исполнительному листу задолженности, образовав­шейся в результате деятельности должника, финансируемой за счет средств федерального бюджета, может производиться должником за счет средств, полученных от предпринимательской и иной при­носящей доход деятельности, без последующего возмещения из федерального бюджета средств, направленных на погашение за­долженности по исполнительному листу.

При неисполнении должником в течение двух месяцев со дня поступления исполнительного листа в орган Федерального казна­чейства требований, содержащихся в исполнительном листе, а так­же при нарушении должником сроков, установленных Правилами, органы Федерального казначейства приостанавливают осущест­вление операций по расходованию средств с соответствующих ли­цевых счетов должника до момента устранения нарушения.

Операции по лицевым счетам не приостанавливаются при предъявлении должником в органы Федерального казначейства документов, подтверждающих исполнение решения суда или су­дебного акта, отменяющего или приостанавливающего исполнение решения суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: