ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ
ТЕМА 4. ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ
Механизм исполнения федерального бюджета по расходам идентичен механизму исполнения бюджета любого уровня, закрепленного в БК РФ и уже рассмотренного ранее. Основным субъектом этого механизма является Федеральное казначейство РФ, через систему которого проходит подавляющее большинство информационных потоков, опосредствующих исполнение федерального бюджета по расходам. Единый счет федерального бюджета ведет ЦБ РФ, который обеспечивает проведение всех операций по зачислению и списанию денежных средств.
Санкционирование расходов федерального бюджета, как и любого бюджета другого уровня, начинается с составления сводной бюджетной росписи. Сводная роспись составляется Минфином России и утверждается министром финансов.
Сводная роспись включает в себя:
• роспись поступлений доходов в федеральный бюджет в целом на год в разрезе кодов доходов бюджетной классификации РФ;
|
|
• поквартальное распределение поступлений доходов в федеральный бюджет в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета – администраторов доходов федерального бюджета РФ;
• роспись расходов федерального бюджета в целом на год в разрезе ведомственной, функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ (главный распорядитель, раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов, экономическая статья);
• поквартальное распределение расходов федерального бюджета, установленного соответствующему главному распорядителю, в разрезе функциональной классификации расходов бюджетов РФ (главный распорядитель, раздел, подраздел);
• роспись источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета на год с разбивкой по кварталам в разрезе главных распорядителей-администраторов и кодов классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
• роспись источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета на год с разбивкой по кварталам в разрезе главных распорядителей-администраторов и кодов классификации источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Лимиты бюджетных обязательств утверждаются министром финансов РФ в размере ассигнований, установленных сводной росписью в целом на год в разрезе ведомственной, функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ.
Департамент бюджетной политики Минфина с сопроводительным письмом доводит до федеральных органов государственной власти и иных прямых получателей средств федерального бюджета (главные распорядители) утвержденную сводную роспись.
|
|
Утвержденная сводная роспись, лимиты бюджетных обязательств и информация о распределении расходов федерального бюджета, установленных соответствующему главному распорядителю на конкретный год за счет связанных кредитов, полученных от правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций, передаются Минфином (Департамент бюджетной политики) Федеральному казначейству в течение одного рабочего дня в электронном виде и на бумажных носителях.
Поквартальное распределение расходов федерального бюджета по соответствующему главному распорядителю в разрезе функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (главный распорядитель, раздел, подраздел) представляет собой объемы финансирования расходов на соответствующий квартал.
До главных распорядителей доводятся казначейские уведомления по форме, установленной приложением № 2 к Приказу Минфина от 10.06.03 г. № 50н «Об утверждении Порядка организации работы по доведению через органы Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета».
На основании доведенных показателей сводной росписи главные распорядители (распорядители) уточняют и утверждают сметы и кодов и расходов получателей средств федерального бюджета и доводят до распорядителей (получателей) уведомления о бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета.
Главные распорядители (распорядители) средств федерального бюджета доводят до получателей средств федерального бюджета, имеющих право на использование средств, поступающих в доход федерального бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося и в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление, уведомления о лимитах бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию для использования дополнительного источника бюджетного финансирования в порядке, установленном Приказом Минфина от 30.06.04 г. № 57н «Об утверждении положения о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование».
Доведение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов главными распорядителями (распорядителями) до находящихся в их ведении распорядителей (получателей) осуществляется через органы Федерального казначейства согласно Приказу Минфина России от 10.06.03 г. № 50н.
В 2005 г. установлен следующий порядок внесения изменений и сводную роспись и лимиты бюджетных обязательств.
Внесение изменений в сводную роспись Минфином осуществляется по представлению главных распорядителей в рамках полномочий главных распорядителей в следующем порядке:
1) изменения в роспись доходов федерального бюджета на 2005 г. вносятся в случае изменения функций федеральных органов исполнительной власти;
2) внесение изменений в сводную роспись по представлению главных распорядителей осуществляется до 1 сентября 2005 г.;
3) после 1 сентября 2005 г. изменения в сводную роспись вносится в случаях:
• передачи полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или расходов;
• по результатам использования средств государственных внешних заимствований Российской Федерации, а также в случае неполного освоения средств международных кредитов (займов) с учетом соглашений об их предоставлении;
|
|
• принятия решений о преобразовании государственных учреждений, выполняющих контрольные и надзорные функции, в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
• передачи ассигнований, предусмотренных по подразделу «Другие общегосударственные вопросы» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
• предоставления федеральным органам исполнительной власти и бюджетам субъектов Российской Федерации средств из резервных фондов;
• предоставления федеральным органам исполнительной власти средств из бюджета Союзного государства, а также для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, связанных с внешнеэкономической деятельностью;
• выделения федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, сумм из средств, предусмотренных для Министерства внутренних дел Российской Федерации на проведение контртеррористических мероприятий на территории Южного федерального округа, и на обеспечение единовременных выплат в связи с гибелью, ранением (контузией, заболеванием) личного состава, предусмотренных для соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
• выделения федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, сумм из средств, предусмотренных для Министерства обороны Российской Федерации на формирование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, включенных в реестр участников накопительно-ипотечной системы, с учетом фактического количества участников по каждому федеральному органу исполнительной власти, а также из средств, поступающих в федеральный бюджет от возврата выданных военнослужащим до 1 января 2005 г. беспроцентных ссуд на обзаведение имуществом первой необходимости в соответствии с законодательством Российской Федерации, для их направления на выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования при недостаточности средств, предусмотренных на эти цели Законом;
|
|
• направления средств, предусмотренных Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации для покрытия расходов по федеральным казенным предприятиям, образуемым и действующим в рамках федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002–2006 гг.)»;
• проведения в 2005 г. взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, по содержанию и обслуживанию войск (воинских формирований, военных судов, органов, учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний), подготовке военных кадров и других видов обеспечения, осуществленных в 2005 г.;
4) главные распорядители письменно уведомляют Минфин (не позднее 4 августа) о предлагаемых изменениях сводной росписи на 2005 г. с указанием оснований для внесения изменений и приложением справок об изменении росписи расходов федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств на 2005 г., предварительно зарегистрированных в Федеральном казначействе;
5) Федеральное казначейство проверяет справки об изменении росписи расходов федерального бюджета на соответствие вносимых изменений на непревышение нераспределенных главным распорядителем средств остатков лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, осуществляет блокировку распределения лимитов бюджетных обязательств (по уменьшаемым расходам) на лицевом счете главного распорядителя, присваивает учетный номер Федерального казначейства и в трехдневный срок направляет главному распорядителю. Если представленные в Федеральное казначейство на предварительную регистрацию справки не соответствуют указанным требованиям, Федеральное казначейство в трехдневный срок с сопроводительным письмом за подписью начальника управления или его заместителя возвращает их главному распорядителю средств без регистрации с указанием причины возврата;
6) главный распорядитель в двухдневный срок после получения зарегистрированных Федеральным казначейством справок направляет в Минфин (курирующему департаменту) обращение о внесении изменений в сводную роспись с приложением этих справок в электронном виде и на бумажном носителе;
7) курирующий департамент в двухдневный срок вводит справки в базу данных Минфина в подсистему «Составление и учет изменений федерального бюджета» и осуществляет контроль на соответствие вносимых изменений показателям сводной бюджетной росписи и в случае, если:
• справки не проходят контроль, – возвращает главному распорядителю весь пакет документов без исполнения с отметкой в верхнем левом углу справок «аннулировано»;
• справка проходит контроль, – проставляет в оригинале справки номер, присваиваемый в подсистеме «Составление и учет изменений федерального бюджета», и оформляет докладную записку на имя министра финансов Российской Федерации на основании представления главного распорядителя;
8) если по справкам, зарегистрированным Федеральным казначейством, Минфином не принято положительного решения, главный распорядитель в суточный срок представляет в Федеральное казначейство экземпляр не принятых Минфином справок с отметкой курирующего департамента об их аннулировании;
9) оформленные в установленном порядке документы на внесение изменений в сводную роспись передаются курирующим департаментом в суточный срок в Департамент бюджетной политики;
10) Департамент бюджетной политики в двухдневный срок осуществляет контроль справок на соответствие вносимых изменений показателям сводной росписи.
Справки, прошедшие контроль, Департамент бюджетной политики визирует и вместе с докладной запиской передает заместителю министра финансов Российской Федерации, курирующему Департамент бюджетной политики; справки, не прошедшие контроль, возвращаются вместе с докладной запиской курирующему департаменту;
11) после того как на докладной записке сделана отметка о согласии министра финансов Российской Федерации на внесение изменений в сводную роспись, Департамент бюджетной политики в двухдневный срок производит регистрацию справок.
Если министр финансов не принимает положительного решения по докладной записке на внесение изменений в сводную роспись, Департамент бюджетной политики в течение рабочего дня возвращает курирующему департаменту справки с отметкой в левом верхнем углу «аннулировано»;
12) после регистрации курирующий департамент в суточный срок делает 2 экземпляра копий докладной записки и 3 экземпляра копий справок и направляет:
• подлинник и копию докладной записки, а также подлинник и копию справок в Департамент бюджетной политики;
• один экземпляр копии справок главному распорядителю;
• последний экземпляр копии докладной и справок остается в курирующем департаменте.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные сводной росписью па 2005 г. для осуществления расходов в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте), подлежат корректировке главным распорядителем под фактически произведенные расходы в соответствии с действующими курсами рубля к доллару США, установленными ЦБ России на дату совершения операции, путем уточнения поквартального распределения бюджетных ассигнований.
Департамент бюджетной политики в срок до 1 сентября 2005 г. доводит до главных распорядителей уточненные бюджетные ассигнования с учетом всех изменений, внесенных в сводную роспись. Изменения в поквартальную роспись расходов федерального бюджета вносит курирующий департамент по представлению главного распорядителя не позднее 30 числа последнего месяца текущего квартала, за исключением случаев, связанных с реализацией ВТ. 113 Бюджетного кодекса и фактически произведенными расходами в иностранной валюте в соответствии с действующим курсом рубля к доллару США, изменения по которым вносятся в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом; и IV квартале 2005 г. изменения вносятся до 15 декабря, за исключением корректировки расходов по обслуживанию государственного долга, по которым внесение изменений может осуществляться до 20 декабря.
Бюджетные ассигнования прошедшего квартала с учетом внесенных изменений направляются Департаментом бюджетной политики Минфина России (на бумажном носителе) главным распорядителям и Федеральному казначейству (уточненная сводная роспись) на бумажном носителе и в электронном виде в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется в 2005 г. главными распорядителями через органы Федерального казначейства в соответствии с квартальными предельными объемами финансирования расходов, соответствующими сводной росписи, с учетом вносимых уточнений и доведенными казначейскими уведомлениями в разрезе разделов, подразделов.
Федеральное казначейство в пределах доведенных до главных распорядителей объемов финансирования расходов на соответствующий квартал и годовых лимитов бюджетных обязательств принимает представленные главными распорядителями расходные расписания для доведения их до подведомственных распорядителей и получателей в соответствии с Приказом Минфина России от 10.06.03 г. №50н.
Объем прав получателей средств федерального бюджета на принятие денежных обязательств устанавливается в порядке утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета утверждаются Федеральным казначейством. Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств федерального бюджета утверждается главными распорядителями средств федерального бюджета.
Утвержденные лимиты доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через Федеральное казначейство в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств. Федеральное казначейство вправе отсрочить предоставление прав на принятие бюджетных обязательств распорядителями и получателями средств федерального бюджета на период до трех месяцев в порядке, определенном ст. 224 БК РФ.
Свод лимитов бюджетных обязательств по всем получателям средств федерального бюджета в едином реестре лимитов бюджетных обязательств на определенный срок направляется Федеральным казначейством для сведения в Счетную палату РФ.
Денежные обязательства принимаются путем заключения получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров.
Федеральное казначейство выверяет и подтверждает денежные обязательства. Разрешение на осуществление платежа осуществляется путем совершения разрешительной надписи, после чего дается распоряжение на осуществление платежа. Согласно ст. 252 БК РФ разрешение на осуществление платежа и распоряжение об осуществлении платежа не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет.
Постановлением Правительства РФ от 15.07.99 г. № 806 утверждено «Положение об учете территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета», чтобы не допустить принятия бюджетными организациями на себя обязательств по осуществлению расходов за счет средств федерального бюджета сверх бюджетного финансирования, выделяемого им.
С 1999 г. учреждения, финансируемые из бюджета, представляют в территориальные органы Федерального казначейства договоры на поставку продукции и иные документы об обязательствах, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета по кодам экономической классификации расходов бюджетов РФ.
Бюджетные организации при заключении договора на поставку продукции и возникновении иных обязательств обязаны исходить из доведенных им лимитов бюджетных обязательств, объем которых не может быть превышен принятыми обязательствами.
Договоры учитываются казначейством в пределах остатка лимита бюджетных обязательств на текущий год. При этом лимиты не препятствуют заключению договоров на поставку продукции на срок, превышающий пределы финансового года.
Приказом министра финансов от 13.08.99 г. № 55н утверждены «Правила учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета».
В соответствии с этими Правилами органы Федерального казначейства учитывают бюджетные обязательства по договорам на поставку продукции, приобретаемой учреждением в течение финансового года, по кодам экономической классификации расходов бюджетов РФ. Обязательства по договору на поставку продукции, подлежащие исполнению за счет бюджетных и внебюджетных средств, учитываются органом Федерального казначейства только в части, исполняемой за счет средств федерального бюджета.
Учет бюджетных обязательств, вытекающих из договора на поставку продукции, осуществляется органом Федерального казначейства на основании представленных бюджетной организацией оригинала договора и его копии, а также расшифровки к договору па поставку продукции, работ и услуг за счет средств федерального бюджета. При приеме документов для постановки на учет бюджетных обязательств проверяется соответствие стоимости договора на поставку продукции сумме, указанной в расшифровке. Показатели расшифровки записываются в Журнал учета договоров на принятие бюджетных обязательств.
Бюджетные обязательства принимаются на учет, если на момент представления договора в орган Федерального казначейства у бюджетной организации имеется достаточный свободный остаток лимита бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации РФ.
Объем свободного остатка по коду бюджетной классификации РФ определяется как разница между установленным учреждению лимитом бюджетных обязательств на финансовый год и суммами принятых с начала года на учет бюджетных обязательств и кассового расхода с начала финансового года по прочим денежным обязательствам.
При принятии на учет бюджетному обязательству присваивается уникальный последовательный в пределах учреждения и финансового года учетный номер, который проставляется ответственным исполнителем органа Федерального казначейства в соответствующей строке расшифровки.
На оригинале договора на поставку продукции, бюджетные обязательства по которому приняты на учет, ответственный исполнитель органа Федерального казначейства проставляет дату принятия их на учет и персональный штамп и подпись, а также указывает учетные номера бюджетных обязательств, присвоенные органом Федерального казначейства, и суммы обязательств по каждому коду бюджетной классификации РФ. Оригинал договора возвращается бюджетной организации, а его копия и расшифровка остаются в органе Федерального казначейства.
В случае принятия учреждением бюджетных обязательств по договору на поставку продукции по нескольким кодам бюджетной классификации РФ, что видно из расшифровки, такие обязательства учитываются раздельно с присвоением учетного номера каждому обязательству. При этом стоимость каждого бюджетного обязательства не должна превышать неиспользованного учреждением лимита бюджетных обязательств отдельно по каждому коду бюджетной классификации РФ.
В случае непринятия на учет бюджетного обязательства оригинал договора на поставку продукции возвращается учреждению органом Федерального казначейства с отметкой об отказе в учете, а его копия с расшифровкой остается в органе Федерального казначейства.
Бюджетные обязательства вносятся в карточку контроля за бюджетными обязательствами, которая открывается бюджетной организации отдельно по каждому коду бюджетной классификации РФ. После принятия на учет бюджетного обязательства производится уменьшение суммы неиспользованного учреждением лимита бюджетных обязательств. Сумма принятых на учет бюджетных обязательств и кассового расхода прочих денежных обязательств с учетом возвратов средств поставщиками продукции не должна превышать утвержденного лимита бюджетных обязательств по каждому коду бюджетной классификации РФ.
Для обеспечения учета исполнения бюджетного обязательства в платежных поручениях в поле «Назначение платежа» учреждением дополнительно указывается учетный номер бюджетного обязательства, присвоенный органом Федерального казначейства.
В карточке контроля за бюджетными обязательствами по соответствующему коду бюджетной классификации РФ подлежат отражению все операции по оплате расходов и возврату средств, включая оплату прочих денежных обязательств. Каждый платеж, производимый по прочим денежным обязательствам, проверяется на непревышение свободного остатка лимита бюджетных обязательств.
При внесении изменений в бюджетные обязательства организация представляет в органы Федерального казначейства оригинал дополнительного договора и его копию с расшифровкой. В расшифровке к изменениям обязательств указываются учетные номера бюджетных обязательств по изменяемому договору на поставку продукции (или последнему дополнительному договору к нему), новая сумма договора и новый график исполнения бюджетных обязательств. Новый объем и график оплаты обязательства не должны противоречить фактически исполненной части договора на поставку продукции.
Органом Федерального казначейства документы на внесение изменений в бюджетные обязательства проверяются и оформляются в том же порядке, что и по основному договору на поставку продукции.
После принятия на учет документов на внесение изменений бюджетному обязательству присваивается новый учетный номер, который проставляется в расшифровке к изменениям обязательств. В карточку контроля за бюджетными обязательствами заносятся соответствующие данные.
По окончании финансового года формируется Ведомость контроля неисполненных бюджетных обязательств по каждому учреждению. Принятые на учет и не завершенные в текущем финансовом году бюджетные обязательства подлежат переучету в следующем финансовом году за счет лимита бюджетных обязательств нового года.
В новом финансовом году переучет незавершенных бюджетных обязательств органы Федерального казначейства осуществляют на основании представленных учреждением оригиналов договоров на поставку продукции (либо последнего дополнительного договора к нему) с отметками органа Федерального казначейства о принятии их на учет и расшифровок к изменениям обязательств.
В расшифровке к изменениям обязательств указываются сумма неисполненного бюджетного обязательства, подлежащая оплате из средств федерального бюджета в новом финансовом году, а также учетный номер завершенного бюджетного обязательства в истекшем финансовом году.
Расшифровка к изменениям обязательств вносится в Журнал и оформляется в установленном порядке.
В случае принятия учреждением решения о досрочном прекращении бюджетного обязательства завершение бюджетного обязательства оформляется органом Федерального казначейства с учетом копии документа, послужившего основанием для таких изменений, и соответствующей расшифровки к изменениям обязательств.
Все включенные в Ведомость незавершенные бюджетные обязательства в новом финансовом году вновь принимаются на учет или снимаются с учета в установленном порядке. В ведомости в графе «Примечания» делается отметка о принятии или снятии с учета.
Оригинал договора на поставку продукции или дополнительного договора возвращается бюджетной организации с новой отметкой органа Федерального казначейства.
При реорганизации или ликвидации учреждения неисполненные обязательства должны быть урегулированы соответственно правопреемником или вышестоящим распорядителем.