Учет бюджетных обязательств

ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ

ТЕМА 4. ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ

Механизм исполнения федерального бюджета по расходам идентичен механизму исполнения бюджета любого уровня, закрепленного в БК РФ и уже рассмотренного ранее. Основным субъек­том этого механизма является Федеральное казначейство РФ, через систему которого проходит подавляющее большинство информа­ционных потоков, опосредствующих исполнение федерального бюджета по расходам. Единый счет федерального бюджета ведет ЦБ РФ, который обеспечивает про­ведение всех операций по зачислению и списанию денежных средств.

Санкционирование расходов федерального бюджета, как и лю­бого бюджета другого уровня, начинается с составления сводной бюджетной росписи. Сводная роспись составляется Минфином России и утверждается министром финансов.

Сводная роспись включает в себя:

• роспись поступлений доходов в федеральный бюджет в целом на год в разрезе кодов доходов бюджетной классификации РФ;

• поквартальное распределение поступлений доходов в феде­ральный бюджет в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета – администраторов доходов федераль­ного бюджета РФ;

• роспись расходов федерального бюджета в целом на год в раз­резе ведомственной, функциональной и экономической клас­сификаций расходов бюджетов РФ (главный распорядитель, раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов, экономиче­ская статья);

• поквартальное распределение расходов федерального бюдже­та, установленного соответствующему главному распорядите­лю, в разрезе функциональной классификации расходов бюд­жетов РФ (главный распорядитель, раздел, подраздел);

• роспись источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета на год с разбивкой по кварталам в разрезе главных распорядителей-администраторов и кодов клас­сификации источников внутреннего финансирования дефи­цитов бюджетов РФ;

• роспись источников внешнего финансирования дефицита фе­дерального бюджета на год с разбивкой по кварталам в разрезе главных распорядителей-администраторов и кодов классифи­кации источников внешнего финансирования дефицитов фе­дерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Феде­рации.

Лимиты бюджетных обязательств утверждаются министром фи­нансов РФ в размере ассигнований, установленных сводной рос­писью в целом на год в разрезе ведомственной, функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ.

Департамент бюджетной политики Минфина с сопроводитель­ным письмом доводит до федеральных органов государственной власти и иных прямых получателей средств федерального бюджета (главные распорядители) утвержденную сводную роспись.

Утвержденная сводная роспись, лимиты бюджетных обязательств и информация о распределении расходов федерального бюджета, установленных соответствующему главному распорядителю на кон­кретный год за счет связанных кредитов, полученных от прави­тельств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций, передаются Минфином (Департамент бюджетной политики) Федеральному казначейству в течение одно­го рабочего дня в электронном виде и на бумажных носителях.

Поквартальное распределение расходов федерального бюджета по соответствующему главному распорядителю в разрезе функци­ональной классификации расходов бюджетов Российской Феде­рации (главный распорядитель, раздел, подраздел) представляет собой объемы финансирования расходов на соответствующий квартал.

До главных распорядителей доводятся казначейские уведомле­ния по форме, установленной приложением № 2 к Приказу Мин­фина от 10.06.03 г. № 50н «Об утверждении Порядка организации работы по доведению через органы Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации объемов бюджет­ных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета».

На основании доведенных показателей сводной росписи глав­ные распорядители (распорядители) уточняют и утверждают сметы и кодов и расходов получателей средств федерального бюджета и доводят до распорядителей (получателей) уведомления о бюджет­ных ассигнованиях из федерального бюджета.

Главные распорядители (распорядители) средств федерального бюджета доводят до получателей средств федерального бюджета, имеющих право на использование средств, поступающих в доход федерального бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося и в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление, уведомления о лимитах бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию для использова­ния дополнительного источника бюджетного финансирования в порядке, установленном Приказом Минфина от 30.06.04 г. № 57н «Об утверждении положения о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное фи­нансирование».

Доведение лимитов бюджетных обязательств и объемов финан­сирования расходов главными распорядителями (распорядителя­ми) до находящихся в их ведении распорядителей (получателей) осуществляется через органы Федерального казначейства согласно Приказу Минфина России от 10.06.03 г. № 50н.

В 2005 г. установлен следующий порядок внесения изменений и сводную роспись и лимиты бюджетных обязательств.

Внесение изменений в сводную роспись Минфином осуще­ствляется по представлению главных распорядителей в рамках полномочий главных распорядителей в следующем порядке:

1) изменения в роспись доходов федерального бюджета на 2005 г. вносятся в случае изменения функций федеральных органов исполнительной власти;

2) внесение изменений в сводную роспись по представлению главных распорядителей осуществляется до 1 сентября 2005 г.;

3) после 1 сентября 2005 г. изменения в сводную роспись вно­сится в случаях:

• передачи полномочий по финансированию отдельных учреж­дений, мероприятий или расходов;

• по результатам использования средств государственных внеш­них заимствований Российской Федерации, а также в случае неполного освоения средств международных кредитов (зай­мов) с учетом соглашений об их предоставлении;

• принятия решений о преобразовании государственных учреж­дений, выполняющих контрольные и надзорные функции, в территориальные органы федеральных органов исполни­тельной власти;

• передачи ассигнований, предусмотренных по подразделу «Другие общегосударственные вопросы» раздела «Общегосу­дарственные вопросы» функциональной классификации рас­ходов бюджетов Российской Федерации;

• предоставления федеральным органам исполнительной влас­ти и бюджетам субъектов Российской Федерации средств из резервных фондов;

• предоставления федеральным органам исполнительной влас­ти средств из бюджета Союзного государства, а также для фи­нансирования непредвиденных расходов и мероприятий фе­дерального значения, связанных с внешнеэкономической дея­тельностью;

• выделения федеральным органам исполнительной власти, в ко­торых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, сумм из средств, преду­смотренных для Министерства внутренних дел Российской Фе­дерации на проведение контртеррористических мероприятий на территории Южного федерального округа, и на обеспечение еди­новременных выплат в связи с гибелью, ранением (контузией, заболеванием) личного состава, предусмотренных для соответ­ствующих федеральных органов исполнительной власти;

• выделения федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации преду­смотрена военная служба, сумм из средств, предусмотренных для Министерства обороны Российской Федерации на фор­мирование накоплений для жилищного обеспечения военно­служащих, включенных в реестр участников накопительно-ипотечной системы, с учетом фактического количества участ­ников по каждому федеральному органу исполнительной власти, а также из средств, поступающих в федеральный бюд­жет от возврата выданных военнослужащим до 1 января 2005 г. беспроцентных ссуд на обзаведение имуществом первой необ­ходимости в соответствии с законодательством Российской Федерации, для их направления на выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости в качестве дополнитель­ного источника бюджетного финансирования при недостаточ­ности средств, предусмотренных на эти цели Законом;

• направления средств, предусмотренных Министерству про­мышленности и энергетики Российской Федерации для по­крытия расходов по федеральным казенным предприятиям, образуемым и действующим в рамках федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промыш­ленного комплекса (2002–2006 гг.)»;

• проведения в 2005 г. взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, по содержанию и обслужива­нию войск (воинских формирований, военных судов, органов, учреждений и органов Федеральной службы исполнения на­казаний), подготовке военных кадров и других видов обеспе­чения, осуществленных в 2005 г.;

4) главные распорядители письменно уведомляют Минфин (не позднее 4 августа) о предлагаемых изменениях сводной росписи на 2005 г. с указанием оснований для внесения изменений и при­ложением справок об изменении росписи расходов федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств на 2005 г., предва­рительно зарегистрированных в Федеральном казначействе;

5) Федеральное казначейство проверяет справки об изменении росписи расходов федерального бюджета на соответствие вносимых изменений на непревышение нераспределенных главным распоря­дителем средств остатков лимитов бюджетных обязательств и объ­емов финансирования, осуществляет блокировку распределения лимитов бюджетных обязательств (по уменьшаемым расходам) на лицевом счете главного распорядителя, присваивает учетный номер Федерального казначейства и в трехдневный срок направляет глав­ному распорядителю. Если представленные в Федеральное казна­чейство на предварительную регистрацию справки не соответствуют указанным требованиям, Федеральное казначейство в трехдневный срок с сопроводительным письмом за подписью начальника управ­ления или его заместителя возвращает их главному распорядителю средств без регистрации с указанием причины возврата;

6) главный распорядитель в двухдневный срок после получения зарегистрированных Федеральным казначейством справок направ­ляет в Минфин (курирующему департаменту) обращение о внесе­нии изменений в сводную роспись с приложением этих справок в электронном виде и на бумажном носителе;

7) курирующий департамент в двухдневный срок вводит справ­ки в базу данных Минфина в подсистему «Составление и учет изменений федерального бюджета» и осуществляет контроль на со­ответствие вносимых изменений показателям сводной бюджетной росписи и в случае, если:

• справки не проходят контроль, – возвращает главному распорядителю весь пакет документов без исполнения с отметкой в верхнем левом углу справок «аннулировано»;

• справка проходит контроль, – проставляет в оригинале справ­ки номер, присваиваемый в подсистеме «Составление и учет изменений федерального бюджета», и оформляет докладную записку на имя министра финансов Российской Федерации на основании представления главного распорядителя;

8) если по справкам, зарегистрированным Федеральным казначейством, Минфином не принято положительного решения, глав­ный распорядитель в суточный срок представляет в Федеральное казначейство экземпляр не принятых Минфином справок с отмет­кой курирующего департамента об их аннулировании;

9) оформленные в установленном порядке документы на вне­сение изменений в сводную роспись передаются курирующим де­партаментом в суточный срок в Департамент бюджетной полити­ки;

10) Департамент бюджетной политики в двухдневный срок осуществляет контроль справок на соответствие вносимых изменений показателям сводной росписи.

Справки, прошедшие контроль, Департамент бюджетной поли­тики визирует и вместе с докладной запиской передает заместите­лю министра финансов Российской Федерации, курирующему Департамент бюджетной политики; справки, не прошедшие кон­троль, возвращаются вместе с докладной запиской курирующему департаменту;

11) после того как на докладной записке сделана отметка о согласии министра финансов Российской Федерации на внесение изменений в сводную роспись, Департамент бюджетной политики в двухдневный срок производит регистрацию справок.

Если министр финансов не принимает положительного реше­ния по докладной записке на внесение изменений в сводную рос­пись, Департамент бюджетной политики в течение рабочего дня возвращает курирующему департаменту справки с отметкой в ле­вом верхнем углу «аннулировано»;

12) после регистрации курирующий департамент в суточный срок делает 2 экземпляра копий докладной записки и 3 экземпляра копий справок и направляет:

• подлинник и копию докладной записки, а также подлинник и копию справок в Департамент бюджетной политики;

• один экземпляр копии справок главному распорядителю;

• по­следний экземпляр копии докладной и справок остается в ку­рирующем департаменте.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные сводной росписью па 2005 г. для осуществления расходов в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте), подлежат корректировке главным рас­порядителем под фактически произведенные расходы в соответ­ствии с действующими курсами рубля к доллару США, установ­ленными ЦБ России на дату совершения операции, путем уточне­ния поквартального распределения бюджетных ассигнований.

Департамент бюджетной политики в срок до 1 сентября 2005 г. доводит до главных распорядителей уточненные бюджетные ассиг­нования с учетом всех изменений, внесенных в сводную роспись. Изменения в поквартальную роспись расходов федерального бюджета вносит курирующий департамент по представлению глав­ного распорядителя не позднее 30 числа последнего месяца теку­щего квартала, за исключением случаев, связанных с реализацией ВТ. 113 Бюджетного кодекса и фактически произведенными расхо­дами в иностранной валюте в соответствии с действующим курсом рубля к доллару США, изменения по которым вносятся в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом; и IV квартале 2005 г. изменения вносятся до 15 декабря, за исклю­чением корректировки расходов по обслуживанию государствен­ного долга, по которым внесение изменений может осуществляться до 20 декабря.

Бюджетные ассигнования прошедшего квартала с учетом вне­сенных изменений направляются Департаментом бюджетной по­литики Минфина России (на бумажном носителе) главным распо­рядителям и Федеральному казначейству (уточненная сводная роспись) на бумажном носителе и в электронном виде в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Финансирование расходов федерального бюджета осуществля­ется в 2005 г. главными распорядителями через органы Федераль­ного казначейства в соответствии с квартальными предельными объемами финансирования расходов, соответствующими сводной росписи, с учетом вносимых уточнений и доведенными казначей­скими уведомлениями в разрезе разделов, подразделов.

Федеральное казначейство в пределах доведенных до главных распорядителей объемов финансирования расходов на соответствующий квартал и годовых лимитов бюджетных обязательств при­нимает представленные главными распорядителями расходные расписания для доведения их до подведомственных распорядите­лей и получателей в соответствии с Приказом Минфина России от 10.06.03 г. №50н.

Объем прав получателей средств федерального бюджета на при­нятие денежных обязательств устанавливается в порядке утверж­дения и доведения лимитов бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств фе­дерального бюджета утверждаются Федеральным казначейством. Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств федерального бюджета утверждается глав­ными распорядителями средств федерального бюджета.

Утвержденные лимиты доводятся до нижестоящих распоряди­телей и получателей средств федерального бюджета через Феде­ральное казначейство в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств. Федеральное казначейство вправе отсрочить предо­ставление прав на принятие бюджетных обязательств распоряди­телями и получателями средств федерального бюджета на период до трех месяцев в порядке, определенном ст. 224 БК РФ.

Свод лимитов бюджетных обязательств по всем получателям средств федерального бюджета в едином реестре лимитов бюджет­ных обязательств на определенный срок направляется Федераль­ным казначейством для сведения в Счетную палату РФ.

Денежные обязательства принимаются путем заключения по­лучателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров.

Федеральное казначейство выверяет и подтверждает денежные обязательства. Разрешение на осуществление платежа осуществля­ется путем совершения разрешительной надписи, после чего дает­ся распоряжение на осуществление платежа. Согласно ст. 252 БК РФ разрешение на осуществление платежа и распоряжение об осу­ществлении платежа не могут быть даны одним и тем же должност­ным лицом органа, исполняющего бюджет.

Постановлением Правительства РФ от 15.07.99 г. № 806 ут­верждено «Положение об учете территориальными органами Фе­дерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета», чтобы не допустить при­нятия бюджетными организациями на себя обязательств по осуществлению расходов за счет средств федерального бюджета сверх бюджетного финансирования, выделяемого им.

С 1999 г. учреждения, финансируемые из бюджета, представ­ляют в территориальные органы Федерального казначейства дого­воры на поставку продукции и иные документы об обязательствах, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета по кодам экономической классификации расходов бюджетов РФ.

Бюджетные организации при заключении договора на поставку продукции и возникновении иных обязательств обязаны исходить из доведенных им лимитов бюджетных обязательств, объем кото­рых не может быть превышен принятыми обязательствами.

Договоры учитываются казначейством в пределах остатка лимита бюджетных обязательств на текущий год. При этом лимиты не препятствуют заключению договоров на поставку продукции на срок, превышающий пределы финансового года.

Приказом министра финансов от 13.08.99 г. № 55н утверждены «Правила учета территориальными органами Федерального казна­чейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета».

В соответствии с этими Правилами органы Федерального каз­начейства учитывают бюджетные обязательства по договорам на поставку продукции, приобретаемой учреждением в течение фи­нансового года, по кодам экономической классификации расхо­дов бюджетов РФ. Обязательства по договору на поставку про­дукции, подлежащие исполнению за счет бюджетных и внебюд­жетных средств, учитываются органом Федерального казначейства только в части, исполняемой за счет средств федерального бюд­жета.

Учет бюджетных обязательств, вытекающих из договора на по­ставку продукции, осуществляется органом Федерального казна­чейства на основании представленных бюджетной организацией оригинала договора и его копии, а также расшифровки к договору па поставку продукции, работ и услуг за счет средств федерально­го бюджета. При приеме документов для постановки на учет бюд­жетных обязательств проверяется соответствие стоимости догово­ра на поставку продукции сумме, указанной в расшифровке. По­казатели расшифровки записываются в Журнал учета договоров на принятие бюджетных обязательств.

Бюджетные обязательства принимаются на учет, если на момент представления договора в орган Федерального казначейства у бюд­жетной организации имеется достаточный свободный остаток лимита бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации РФ.

Объем свободного остатка по коду бюджетной классификации РФ определяется как разница между установленным учреждению лимитом бюджетных обязательств на финансовый год и суммами принятых с начала года на учет бюджетных обязательств и кассо­вого расхода с начала финансового года по прочим денежным обя­зательствам.

При принятии на учет бюджетному обязательству присваивает­ся уникальный последовательный в пределах учреждения и финан­сового года учетный номер, который проставляется ответственным исполнителем органа Федерального казначейства в соответству­ющей строке расшифровки.

На оригинале договора на поставку продукции, бюджетные обя­зательства по которому приняты на учет, ответственный исполни­тель органа Федерального казначейства проставляет дату принятия их на учет и персональный штамп и подпись, а также указывает учетные номера бюджетных обязательств, присвоенные органом Федерального казначейства, и суммы обязательств по каждому коду бюджетной классификации РФ. Оригинал договора возвра­щается бюджетной организации, а его копия и расшифровка оста­ются в органе Федерального казначейства.

В случае принятия учреждением бюджетных обязательств по договору на поставку продукции по нескольким кодам бюджетной классификации РФ, что видно из расшифровки, такие обязатель­ства учитываются раздельно с присвоением учетного номера каж­дому обязательству. При этом стоимость каждого бюджетного обя­зательства не должна превышать неиспользованного учреждением лимита бюджетных обязательств отдельно по каждому коду бюд­жетной классификации РФ.

В случае непринятия на учет бюджетного обязательства ориги­нал договора на поставку продукции возвращается учреждению органом Федерального казначейства с отметкой об отказе в учете, а его копия с расшифровкой остается в органе Федерального каз­начейства.

Бюджетные обязательства вносятся в карточку контроля за бюд­жетными обязательствами, которая открывается бюджетной орга­низации отдельно по каждому коду бюджетной классификации РФ. После принятия на учет бюджетного обязательства произво­дится уменьшение суммы неиспользованного учреждением лими­та бюджетных обязательств. Сумма принятых на учет бюджетных обязательств и кассового расхода прочих денежных обязательств с учетом возвратов средств поставщиками продукции не должна пре­вышать утвержденного лимита бюджетных обязательств по каждо­му коду бюджетной классификации РФ.

Для обеспечения учета исполнения бюджетного обязательства в платежных поручениях в поле «Назначение платежа» учреждени­ем дополнительно указывается учетный номер бюджетного обяза­тельства, присвоенный органом Федерального казначейства.

В карточке контроля за бюджетными обязательствами по соот­ветствующему коду бюджетной классификации РФ подлежат от­ражению все операции по оплате расходов и возврату средств, включая оплату прочих денежных обязательств. Каждый платеж, производимый по прочим денежным обязательствам, проверяется на непревышение свободного остатка лимита бюджетных обяза­тельств.

При внесении изменений в бюджетные обязательства органи­зация представляет в органы Федерального казначейства оригинал дополнительного договора и его копию с расшифровкой. В рас­шифровке к изменениям обязательств указываются учетные номе­ра бюджетных обязательств по изменяемому договору на поставку продукции (или последнему дополнительному договору к нему), новая сумма договора и новый график исполнения бюджетных обязательств. Новый объем и график оплаты обязательства не должны противоречить фактически исполненной части договора на поставку продукции.

Органом Федерального казначейства документы на внесение изменений в бюджетные обязательства проверяются и оформля­ются в том же порядке, что и по основному договору на поставку продукции.

После принятия на учет документов на внесение изменений бюджетному обязательству присваивается новый учетный номер, который проставляется в расшифровке к изменениям обязательств. В карточку контроля за бюджетными обязательствами заносятся соответствующие данные.

По окончании финансового года формируется Ведомость конт­роля неисполненных бюджетных обязательств по каждому учреж­дению. Принятые на учет и не завершенные в текущем финансо­вом году бюджетные обязательства подлежат переучету в следу­ющем финансовом году за счет лимита бюджетных обязательств нового года.

В новом финансовом году переучет незавершенных бюджетных обязательств органы Федерального казначейства осуществляют на основании представленных учреждением оригиналов договоров на поставку продукции (либо последнего дополнительного договора к нему) с отметками органа Федерального казначейства о принятии их на учет и расшифровок к изменениям обязательств.

В расшифровке к изменениям обязательств указываются сумма неисполненного бюджетного обязательства, подлежащая оплате из средств федерального бюджета в новом финансовом году, а так­же учетный номер завершенного бюджетного обязательства в ис­текшем финансовом году.

Расшифровка к изменениям обязательств вносится в Журнал и оформляется в установленном порядке.

В случае принятия учреждением решения о досрочном прекра­щении бюджетного обязательства завершение бюджетного обяза­тельства оформляется органом Федерального казначейства с учетом копии документа, послужившего основанием для таких изменений, и соответствующей расшифровки к изменениям обязательств.

Все включенные в Ведомость незавершенные бюджетные обязательства в новом финансовом году вновь принимаются на учет или снимаются с учета в установленном порядке. В ведомости в графе «Примечания» делается отметка о принятии или снятии с учета.

Оригинал договора на поставку продукции или дополнитель­ного договора возвращается бюджетной организации с новой от­меткой органа Федерального казначейства.

При реорганизации или ликвидации учреждения неисполнен­ные обязательства должны быть урегулированы соответственно правопреемником или вышестоящим распорядителем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: