Следы транспортных средств

Вопросы идентификационного характера

Вопросы диагностического характера

1. Оставлены ли следы, представленные на экспертизу, зубами человека?

2. Пригодны ли следы зубов для идентификации?

3. Зубами верхней или нижней челюсти и какими конкретно (молярами, резцами и проч.) оставлены следы? Каковы особенности зубного аппарата человека, оставившего следы (отсутствие зубов, дефекты зубов и т.п.)?

4. Можно ли в данном случае определить пол, возраст и профессию человека, оставившего следы?

5. Каков был механизм образования следов (надкус, откус)?

6. Оставлены ли следы зубами одного человека или разных лиц?

7. Не оставлены ли следы зубов протезами?

1. Не принадлежат ли следы зубному аппарату конкретного человека?

2. Не принадлежат ли следы зубному аппарату одного и того же человека?

3. Не оставлены ли следы протезом, представленным на экспертизу?

Транспорт в нашей стране развивается из года в год, увеличивается количество автомашин и мотоциклов. Однако увеличение коли­чества транспортных средств влечет к увеличению дорожно-транспортных происшествий. При осмотре места происшествия нередко в качест­ве объектов криминалистического исследования выступают следы различных транспортных средств. Особо важное значение приобретают эти следы в случаях, когда возникает необходимость разыскать, а затем отождествить транспортное средство, скрывшееся с места происшествия. Обычно к транспортным средствам относятся: автомашины, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, тракторы, повозки, сани, нарты и т.п.

K следам транспортных средств относятся:

Следы - отображения внешнего строения отдельных частей, деталей транспортного средства на других объектах (след колеса на грунте, след бампера на столбе).

Предметы, детали, отделившиеся от транспортного средства (кусок древесины борта, ручка дверцы, стекло фар и подфарников и т.п.), а также вещества, отделившиеся от транспортного средства (смазка, горючее, вода).

Криминалистическое значение этих следов состоит в том, что в результате их осмотра и экспертного исследования удается устано­вить ряд фактических данных, имеющих важное

значение для выявления обстоятельств расследуемого преступления.

По следам можно установить:

1. Групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его марку, модель.

2. Тождество транспортного средства или его частей (колес, шин).

3. Какие повреждения возникли на транспортном средстве в ре­зультате происшествия (вмятина на крыле, повреждены фары).

4. Наличие неисправностей некоторых механизмов (например, по следам торможения можно делать вывод о неодновременном срабатыва­нии тормозных колодок (дисков) колес автомобиля. При наличии на месте происшествия тормозной жидкости – о неисправности гидравли­ческого привода тормозов).

5. Отдельные обстоятельства происшествия (например, направле­ние движения транспортного средства, применялось ли торможение, взаиморасположение транспортных средств в момент столкновения, место, где совершен наезд).

Изучение следов на месте происшествия иногда помогает установить и другие факты, например, вид перевозившегося груза, какие вещества могли попасть на транспортное средство (краска, пыль, волокна древесины, стебли растения).

Колеса автомобиля образуют в основном следы качения (статические следы) и следы скольжения (динамические следы).

Следы колес могут быть объемными и поверхностными, наслоения и отслоения.

Поверхностные следы также подразделяются на видимые и слабовидимые.

По следам ходовой части колесных транспортных средств могут быть установлены следующие технические данные (признаки):

1. Колея.

2. База.

3. Количество осей и колес.

4. Вид колес (с жесткой или пневматической шиной).

5. Некоторые размеры колес (ширина беговой дорожки и длина окружности).

Колея – это расстояние, между средними линиями следов колес, расположенных на одной оси или между средними линиями спаренных колес.

База автомобиля – это расстояние между передней и задней осями. У трехосных автомобилей различают еще и базу тележки - расстояние между задней и средней осями.


Измерение базы (А) двухосного автомобиля (база трехосного автомобиля измеряется между передней осью и средней линией, проходящей между осями задних колес)

Вид колес:

Шины бывают пневматические и жесткие (жесткие на повозках).

Шины бывают:

- автомобильные;

- мотоциклетные;

- велосипедные;

- тракторные.

Некоторые размеры колес:

Ширина шины определяется по ширине следа, причем в объемном следе она измеряется по его дну.

Длина окружности измеряется между двумя последовательными отпечатками одной и той же особенности.

Диаметр колеса равен длине окружности, разделить на 3,14.

Элементы рисунка протектора шины:

1 — узкие канавки;

2 — грунтозацепы;

3 — щелевидные канавки;

4 — надрезы (щелевидные прорези);

5 — продольные ребра;

6 — изолированные выступы (шашки);

7 — поперечные винтовые водоотводящие канавки;

8 — продольные водоотводящие канавки

Индивидуальные признаки шин:

- трещины на покрышке;

- разрывы;

- выкрошенности;

- износ рисунка протектора.

Направление движения транспорта определяется по ряду признаков:

1. На дне объемных следов колес, образованных в грунте и снегу, наблюдаются сдвиге в виде зубцов, пологие края которых обращены в сторону движения.

2. Капли жидкости, падающие с транспортного средства, образуют пятна, вытянутые в направлении движения.

3. На повороте наблюдаются следы задних и передних колес. При этом следы задних колес располагаются ближе к центру поворота. Между следами передних и задних колес на участке начала и окончания поворота образуются углы: более острый угол образуется там, где поворот закончился. На этом участке можно наблюдать перекрывание следов передних колес задними.

4. Зазор у камня, вдавливаемого в грунт, образуется:

Сдвиг камня с частью грунта:

А — против хода движения автомобиля, когда на камень наезжает ведущее колесо в момент тягового усилия двигателя;

Б — по ходу движения автомобиля при свободном качении колеса

5. Валообразные отложения пыли и снега, расположенные вдоль следов, образуют со следами острые углы, направленные в сторону движения.

6. Дугообразные следы от бортов шины на стенке следа вогнутой стороной обращены в сторону направления движения.

7. Концы палок, сломанных при переезде колесом, располагаются в сторону направления движения.

8. Острый угол рисунка протектора в следах шин высокой проходимости обычно направлен в сторону, обратную движению (но при этом нужно учитывать, что шины могут быть и переставлены).

Пример: 12 июня в 2 часа 20 минут ночи в деревне Знаменка на проезжей части асфальтированной части улицы был обнаружен труп гражданина Михайлова. На шоссе имелись окрашенные поверхностные следы протектора шин автомобиля. Измерив колею, ширину следа шин и рисунок протектора, работники милиции, проводившие осмотр, пришли к выводу, что следы оставленные автомобилем ГАЗ–53, покрышки колес имеют различный рисунок протектора со следами дефектов. По этим признакам был установлен автомобиль ГАЗ-53 гос. номер а 775 вв, управляемый водителем Алексеевым, который и совершил наезд.

Рекомендации по описанию следов транспортных средств:

При описании следов транспортных средств в протоколе нужно указать:

1) место обнаружения следов (проезжая часть дороги, обочина, поле);

2) вид и состояние грунта или покрытия дороги, где обнаружен след (грунт глинистый, чернозем, песок, солончак; состояние грунта — влажный, сухой, пыль, снег и т.д.);

3) вид следов (объемные, поверхностные);

4) количество следов их расположение (привязка) и взаимное расположение;

5) месторасположение следов (на участке прямолинейного движе­ния, на повороте);

6) направление следов в обе стороны от места происшествия;

7) общую протяженность следов;

8) ширину каждого следа;

9) соотношение передних и задних колес (перекрываются полнос­тью или часть следов передних колес сохранилась в виде полоски — указать, какой ширины);

10) максимальную глубину объемных следов по отношению к поверхности дороги;

11) размер колеи;

12) строение рисунка протектора (состоящий из ромбиков, шашек, извилистых ломаных линий и т.д.);

13) форму, размеры и расположение особенностей поверхности ко­леса или протектора (трещин, выбоин, заплат, следов вулканизации и т.д.);

14) длину следа одного оборота колеса;

15) базу автомобиля (по следам стоянки, пробуксовки и разворота, произведенного с применением заднего хода);

16) длину следа торможения;

17) признаки направления движения;

18) уклон дороги и радиус поворота (в некоторых случаях при расследовании автотранспортных происшествий);

19) способ фиксации следов;

20) наименование применяемой фотоаппаратуры, приспособле­ний; чувствительность фотоматериала, выдержка, диафрагма (при обычной фотосъёмке); что сфотографировано; номер CDR диска и его упаковка (номер печати), надписи и подписи на нём (при цифровой фотосъёмке);

21) способ изъятия и упаковки предмета со следом или слепка (как упакован, пояснительная надпись, подписи следователя и понятых, какой печатью опечатан).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: