Лекция 9. Раздел 7.3. Ноосферная культура инженера

Раздел 7.3. Ноосферная культура инженера.

Раздел 7.2. Информационная культура

Раздел 7.1. Экологическая культура

Тема 8. Ноосферная культура личности

Термин “ноосферное образование” (“noos” - греч. разум) вводится для актуализации эволюционного вектора эпохи: потенциализации возможностей человека в гармонии с природой и обществом, воспитании духовной творческой личности, способной увеличивать запас прочности жизни во Вселенной, не нарушая ее законов.

Экологическая культура есть органическая неотъемлемая часть общей культуры, охватывающей те стороны мышления и деятельности человека, что соотносятся с природной средой, это показатель уровня развития человеческой цивилизации.

Признаком высокой экологической культуры является наличие определенных моральных и правовых норм.

Формирование личной ответственности, способности к сознательному и самостоятельному принятию обязательств перед природой и обществом, коллективом и самим собой, а так же готовностью воплощения их в жизнь.

Экологическая культура определяется как нравственно-духовная сфера жизнедеятельности человека, характеризующая своеобразие его взаимодействия с природой и включающая в себя «систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность», а также осознания неотвратимости наказания в виде юридических, административных, нравственных санкций со стороны общества, чувства вины, укоров совести.

Экологические отношения подразделяются на социально - экологические (между людьми в искусственной среде обитания), реально практические (отношения человека непосредственно к естественной среде обитания), отношения в материальном производстве.

Экологическая культура характеризуется:

ü соразмерностью духовных и материальных ценностей;

ü согласованием идеалов индивидуума, общества и биосферы;

ü совокупностью различных видов деятельности, относящихся к изучению, освоению, преобразованию и сохранению естественной среды;

ü соблюдением долга перед жизнью на Земле;

ü сохранением условий для развития и приумножения жизненных форм.

В наше время выживание человечества во многом зависит от становления мировой экологической культуры, сочетающей в себе ценности национальных культур с общечеловеческими ценностями, такими как право на свободу, счастье и права жить в чистой природной среде, гармоническим отношением человека к природной среде обитания, к своему социальному окружению и к себе самому как части природы.

Экологическое сознание, как ядро экологической культуры ориентирует на улучшение природного и социального компонентов среды, на обеспечение условий, максимально соответствующих природе человека, реализации его творческих возможностей, адекватного стиля жизни и потребления.

В экологическое сознание включаются:

ü экологические знания, дающие возможность целенаправленного и целесообразного вмешательства в организацию отношений к природе;

ü экологическое мышление или умственная способность человека, дающая возможность осознанного научно обоснованного, взвешенного вмешательства в природу и жизнь отдельных индивидов с сохранением экологического равновесия;

ü эколого - эстетическое восприятие, обеспечивающее осязание природы во всей ее гармонически естественной и эстетической целостности, умение различать в ней разнообразие и многоцветие форм, красок и звуков, тончайшие движения жизни, взаимодействия растений и животных;

ü экологическое воображение – психическая способность вмешательства человека в жизнь природы и общества, позволяющая наделять в своем субъективном знании чувствительностью, субъектностью все природные и общественные явления. Экологическое чувствование основано на сознательно-бессознательном единении человека с природой, ее гармонией и целостностью, переживании страдания, боли, мучения от ее ущербности, уничтожения в ней гармонии путем истребления красоты и загрязнения благодати.

Обладать экологической культурой, значит знать экологию, тонко чувствовать, воспринимать и любить природу, предвидеть возможные последствия своих действий по отношению к окружающей среде и осуществлять таковые без ущерба для неё.

Формирование информационной культуры личности есть актуальная задача современного образования, а сама информационная культура предстаёт как важнейшая образовательная ценность, представляющая собой не законы педагогической деятельности, но основания для ее самоорганизации и саморазвития.

Информационная культура пока еще является показателем профессиональной культуры. Однако сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, основой которой являются знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.

Содержание понятия «информационная культура личности» раскрывается в современных исследованиях различным образом, например, информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения цели своей деятельности. Компьютеры и программы при этом служат в качестве средств, на которые опираются информационные технологии. С их помощью человек может планировать последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели. Он должен уметь организовать поиск информации, необходимой для решения задачи, из множества источников независимо от места их расположения. Кроме этого, информационно культурный человек должен уметь работать с отобранной информацией, структурировать ее, систематизировать, обобщать и представлять в виде, понятном другим людям. Он должен также уметь общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики, подобно тому, как культурные в обычном понимании люди умеют разговаривать друг с другом.

Информационная культура – это уровень достигнутого в развитии информационных связей в человеческом обществе, при информационном взаимодействии людей, характеристика поведения людей в информационном обществе, характеристика информационной сферы общества и индивидуальных информационных сфер людей.

Информационная культура личности предстает как совокупность знаний и умений, позволяющих человеку ориентироваться в новом информационном пространстве, а также как множество алгоритмов деятельности в информационном обществе и правил их применения. Без овладения каждым членом социума информационной культурой, равно как и экологической, дальнейшее выживание и развитие цивилизации невозможно.

Информационная культура в контексте общечеловеческих и гуманистических ценностей:

ü Информационная культура - информационная деятельность обусловленная ценностями культуры;

ü Информационная культура - качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности;

ü Способность человека, владеющего необходимым инструментарием, предвидеть последствия своих действий, умения подчинять свои интересы тем нормам поведения, которым необходимо следовать в интересах общества, является еще одной важной составляющей информационной культуры. Подтверждением важности рассмотренной составляющей является одно из определений информатики как науки о правилах целеустремленной деятельности человека;

ü В «психологическом ракурсе» «информационная культура» видится как: к область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности;

ü Информационная культура личности – гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально – значимой информации.

Информационная культура предполагает не только наличие определенных знаний, но и определенное приложение этих знаний для чего-либо, в связи с чем-либо, и совершенствование их в процессе той или иной деятельности, в том числе деятельности, связанной с информацией:

ü под когнитивным компонентом информационной культуры понимается совокупность знаний и представлений об информационной картине мира;

ü под операционно-технологическим – множество алгоритмов человеческой деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации, с использованием средств информационных и коммуникационных технологий;

ü под психофизиологическим – набор определенных психических структур и ансамблей общих способностей, необходимых для реализации алгоритмов информационной деятельности;

ü под аксиологическим – система ценностных ориентаций, жизненных установок, этических и моральных норм, правил и принципов поведения в информационном обществе.

Сущность и содержание

Многие годы система образования была направлена на одновариантный тип мышления: технологическое развитие, технократическое сознание человека; формальная рациональность; целью образования был специалист, выполняющий технократический заказ «машинного» развития. Чрезмерное увлечение эффективностью результатов научно-технического прогресса привело к широкому расширению инженерного образа мышления. Данный тип мышления сложился и распространился в значительной мере под воздействием классического естествознания. Начиная со времен И. Ньютона и до начала ХХ-го века, успехи науки привели к возникновению претензий естественнонаучного знания на всеобщность. Основные идеи классического естествознания сводятся к следующему: 1) мир замкнутая система; 2) все процессы в природе полностью обратимы. Инженерное мышление базируется именно на этих принципах, что отвечает Ньютоновской картине мира. Об односторонности инженерного мышления известный психолог В.П. Зинченко писал: «Технократическое мышление-это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники над человеком». С точки зрения технократического мышления, человек – это обучаемый, программируемы компонент системы, он объект самых разнообразных манипуляций. Его можно сравнить с одним из героев романа Ф.М.Достоевского: Ставрогин представлял собой воплощение исключительной умственной силы, в которой интеллект поглощал прочие духовные проявления человека. В науке ХХ-го века многими специалистами отмечен переход к представлениям о мире как открытой системе и к науке, изучающей также невоспроизводимые процессы, например школа И.Пригожина. Современная наука строится на синергетических представлениях о мире. С другой стороны, человечество оказалось перед лицом принципиально новых глобальных проблем, порожденных необходимостью восстановления и разумного использования природы. Эти факты показали, что инженерный тип мышления устарел. Для осмысления современных проблем развития человечества необходимо выработать другой тип мышления. Возникает проблема, как готовить специалистов, обладающих не только инженерным, но и экологическим мышлением. Новое научное понимание мира включает отношение Человека к Природе, процессы взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания, тенденции интеграции различных картин мира.

Формирование ноосферной культуры возможно только на основе экологической и информационной культуры. Познавательная деятельность обусловила нынешний размах социального прогресса и предопределила, в частности, возникновение информатики, посягающей сегодня на создание искусственного интеллекта.

Актуальное значение для нынешнего развития имеет теория экологической революции. Речь идет о революции в мышлении человека, о переходе, причем не эволюционном, а революционном – путем скачка, от потребительской психологии к сознанию рационального природопользования с учетом охраны окружающей природной среды. Теория экологической революции включает в себя ряд требований, а именно: переоценку взглядов на природу как источник потребления, пропаганду охраны окружающей среды, перестройку методов хозяйствования, если они вызывают загрязнение и истощение природной среды. Мир на основе своего исторического опыта убедился, что невозможно развивать экономику, не выполняя требования охраны окружающей среды. В то же время нельзя обеспечить выполнение требований охраны окружающей среды, не развивая экономику.

Таблица 7.3.1

Ноосферная культура инженера
Компонент Содержание
Когнитивный Совокупность знаний и представлений о ноосфере. Синтетическая модель экологической и информационной картин мира.
Операционно - технологический Совокупность алгоритмов ноосферной деятельности.
Психофизио - логический Совокупность определенных психических структур, необходимых для реализации алгоритмов ноосферной деятельности, а также функционирование ноосферного сознания.
Аксиологический Система ценностных ориентаций, жизненных установок, этических и моральных норм, правил и принципов поведения в ноосферном пространстве.

Как известно, система ценностных ориентаций изначально не заложена ни в индивиде, ни в социуме, а ее появление есть результат взаимодействия индивида с миром, окружающей действительностью. Одновременно социум определяет нормы, предписывающие требуемое поведение личности. Воплощение комплексного подхода к проблемам формирования информационной и экономической культуры будущего инженера лежит в русле оптимальной реализации мировоззренческого потенциала междисциплинарного контекста информатики, экологии, философии и социальной прогностики. Формирование ноосферной культуры будущего инженера должно осуществляться на базе общеизвестных дидактических принципов, необходимыми условиями реализации которых выступают такие специфические дидактические принципы как:

ü принцип идеологического плюрализма, предполагающий отказ от изначально фиксированной системы мировоззренческих ориентаций;

ü принцип интеграции содержания экологической и информационной культуры будущего инженера в аксиологическом контексте;

ü принцип опоры на рефлексивные и креативные образовательные текнологии.

Формирование в системе инженерного образования высокого уровня информационной культуры является на пороге третьего тысячелетия необходимым требованием обеспечения продуктивности инженерной деятельности.

Информационные интеллектуальные технологии, накопленные информационные ресурсы в виде баз данных и знаний, информационно-логических моделей, огромные вычислительные мощности и средства глобального телекоммуникационного общения создают основу для отказа от функционального разделения труда в научно-технической деятельности и обеспечивают впервые в истории человечества возможности для создания сложных систем в творческой лаборатории одной личности.

Ноосферное образование - это социокультурный процесс передачи знаний, умений и навыков путем организованного мотивирования индивидуальных учебных мыслеобразов и реализации заключенной в них энергии. Результатом экологического образования в высшей технической школе должно стать формирование экологического сознания экоцентрического типа как важнейшего компонента экологической культуры будущих инженеров.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Какие компоненты ноосферной культуры инженера известны?

Дайте характеристику экологической культуре личности.

Какие компоненты включаются в понятие «экологическое сознание»?

Раскройте содержание понятия «информационная культура личности».

Дайте понятие экологическим отношениям.

Назовите дидактические принципы осуществляющие формирование ноосферной культуры будущего инженера.

Какие основные идеи классического естествознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: