Лекция 11. Раздел 9.3. Экологические обязанности и права граждан и общественных экологических организаций и движений

Раздел 9.3. Экологические обязанности и права граждан и общественных экологических организаций и движений

Раздел 9.2. Экономические рычаги экологического менеджмента и их нормативно-правовая основа

Тема 9. Экологическое право

Исходя из анализа существующей социально-экономической ситуации, а также тенденций на обозримую перспективу необходимо формировать экономический механизм природопользования в следующих основных направлениях:

ü совершенствование учета и оценки природно-ресурсного потенциала территорий;

ü методическое и нормативное правовое обеспечение введения платежей за право пользования природными ресурсами на основе их экономической оценки;

ü совершенствование системы платежей за загрязнение окружающей среды (нормативно-методические документы);

ü отработка методологии оценки ущерба в результате загрязнения окружающей среды;

ü совершенствование системы инструментов финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды из различных источников, включая средства фондов экологического страхования, экологических и других фондов, банков; разработка пакета межведомственных нормативных правовых документов по совершенствованию механизма реализации программ экологической направленности;

ü формирование рынка экологических работ, товаров и услуг;

ü организация системы лицензирования деятельности природоохранного назначения;

ü внедрение обязательного и добровольного экологического страхования для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий.

Платность природопользования в России стала основополагающим принципом Закона “Об охране окружающей среды”.

Платежи за ресурсопользование по основным направлениям:

ü плата за землю: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли;

ü плата за воду: плата за пользование водными объектами (водный налог), плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов;

ü плата за недра: платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, акцизы, платежи за пользование акваторией и участками морского дна;

ü платежи за пользование лесным фондом: лесные подати, арендная плата;

ü платежи при использовании объектов животного мира: плата за пользование животным миром, штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром;

ü плата за выделение квот на вылов водных биоресурсов.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632. В соответствии с этим Постановлением определены: базовые нормативы платы за выбросы, сбросы, размещение отходов и иные вредные воздействия в пределах допустимых нормативов и в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов); плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды; дифференцированные ставки платы; коэффициенты, учитывающие экологические факторы различных регионов; порядок отнесения платежей за указанные вредные воздействия на себестоимость продукции и прибыль.

Перспективы развития системы платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды связаны с дальнейшим совершенствованием, в первую очередь, Налогового кодекса Российской Федерации, который призван в будущем дать возможности стимулирования деятельности в области менеджмента и маркетинга в экологии и природопользовании с помощью прогрессивных налоговых механизмов.

Нормативно-правовая основа экономических рычагов экологического менеджмента, в первую очередь, охватывает природоохранительное и природно-ресурсное законодательство в общем спектре системы законодательства Российской Федерации:

ü федеральные конституционные законы, федеральные законы;

ü акты палат Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации);

ü указы и распоряжения Президента Российской Федерации нормативного и ненормативного характера;

ü постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации нормативного и ненормативного характера;

ü решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации, законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и актов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или отдельных положений вышеперечисленных актов.

В общем случае в нормативно-правовую базу экономических рычагов экологического менеджмента входят также:

ü нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в том числе специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов;

ü нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Большое значение имеют конкретные инструктивно-методические и нормативные документы, российские и международные стандарты, нормы и правила.

Соответствующие экономические и финансовые аспекты охраны окружающей среды и природопользования отражены в:

ü Водном кодексе Российской Федерации, Лесном кодексе Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, Бюджетном кодексе Российской Федерации, Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Градостроительном кодексе РСФСР, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Российской Федерации, Воздушном кодексе Российской Федерации, Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации;

ü федеральных законах: “Об охране окружающей природной среды”, “О плате за землю”, “О плате за пользование водными объектами”, “О недрах”, “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“, “О континентальном шельфе Российской Федерации”, “О соглашениях о разделе продукции”, “О животном мире”, “Об отходах производства и потребления”, “Об охране атмосферного воздуха”, “Об экологической экспертизе”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, “О безопасности гидротехнических сооружений”, “Об особо охраняемых природных территориях”;

ü Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440), Национальном плане действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999 – 2001 гг., рассмотренном и рекомендованном к использованию на заседании Правительства Российской Федерации от 12.11.1998, протокол №41;

ü Постановлениях Правительства Российской Федерации: “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” от 28.08.1992 № 632, “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов” от 31.12.1995 № 1310, “О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений” от 17.05.1996 № 597, “О порядке определения нормативной цены земли” от 15.03.1997 № 319, “О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню” от 19.09.1997 № 1199, “О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах” от 29.09.1997 № 1257, “Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям, экономическим районам” от 22.07.1998 № 818.

Вопросы экономического и финансового регулирования природоохранной и природно-ресурсной деятельности, отражены также в следующих федеральных законах общего экономического и финансового характера: “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на имущество предприятий”, “О подоходном налоге с предприятий”, “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”, “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР ”(с изменениями и дополнениями), “Об инвестиционной деятельности”, “О сертификации продукции и услуг”, “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации”, “О бюджетной классификации Российской Федерации”, “Об акцизах”, “О федеральном бюджете на 2001 год”, “О таможенном тарифе” и др.

В контексте рассматриваемой проблемы представляют интерес следующие Международные конвенции: Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий, Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и др.

ü Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»;

ü системой нормирования качества окружающей среды, где устанавливаются предельные нормы воздействия на природу и человека;

ü экологической экспертизой и экологическим контролем выполнения этих нормативов;

ü мерами административного и уголовного наказания в сочетании с экономическим стимулированием охраны окружающей природной среды.

Экологическое движение имеет в России глубокие исторические корни. Еще указами Петра I предписывалось оберегать уникальные памятники природы, природные лечебные источники, особо ценные лесные массивы.

Человек – могучий преобразователь природы, не ожидающий милостей от природы, а преобразующий ее по своему образу и подобию. Экологическое движение возникло в конце 50-х годов как Всероссийское общество охраны природы. Однако до 1985 года экологическое движение не было заметным явлением на фоне общественной жизни. Практика экологического движения в России выработала несколько организационных форм, в числе которых общества, союзы, фонды, ассоциации, политические партии.

Нарастание экологического кризиса в области охраны окружающей природной среды вызвали перелом в общественном экологическом сознании. Усиливается протест населения против загрязнения окружающей среды, нерационального использования природных ресурсов, варварского уничтожения памятников природы. Трагедии Чернобыля, Арала, крупные аварии и катастрофы с тяжелыми экологическими последствиями окончательно повернули общественное мнение в сторону защиты окружающей природной среды и положили начало широкому экологическому движению в России.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЕ
ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНОЕ

ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
ОБЩЕСТВА
СОЮЗЫ, КОМИТЕТЫ
ФОНДЫ, АССОЦИАЦИИ
МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
ПРОПАГАНДА, ИНФОРМАЦИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
УЧАСТИЕ В ЭКСПЕРТИЗЕ
МИТИНГИ, ЗАБАСТОВКИ, ПЕТИЦИИ
ТРЕБОВАНИЯ ОБ УСТРАНЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ


По профилю деятельности общественные образования могут быть комплексными и специальными:

ü комплексные занимаются охраной окружающей природной среды в числе других выполняемых ими функций;

ü специальные выполняют лишь одну экологическую функцию.

По пространственному признаку общественные экологические организации подразделяются на:

ü федеральные;

ü республиканские;

ü региональные;

ü городские и т.д. о

Несмотря на многообразие форм экологического движения, все они преследуют выполнение трех основных задач:

ü содействие решению природоохранительных задач, стоящих перед обществом;

ü пропаганда экологических знаний, развитие экологического воспитания и образования;

ü общественный контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: