Этапы эволюционного развития и экологизации маркетинга

Раздел 7.1. Основные понятия и общие положения.

Тема 7. Маркетинг в экологии и природопользовании

Растущая взаимозависимость экономических, экологических и социальных интересов привела к тому, что в число задач, изначально решавшихся маркетингом, вошли такие задачи как защита среды обитания, обеспечение занятости, гуманизация условий труда, постоянная подготовка и переподготовка управляющих, инженерно-технического персонала и рабочих в свете требований научно- технического прогресса, проблемы расширения участия трудовых коллективов в управлении предприятием при одновременном повышении уровня ответственности менеджеров.

Маркетингопределяет предпринимательскую деятельность на рынке товаров, услуг, ценных бумаг, направленную на обеспечение сбыта, управляющую продвижением товаров, услуг от производителя к потребителю.

Взаимосвязь экологического менеджмента и маркетинга обусловлена объективными причинами.

Целью маркетинга является удовлетворение рыночных потребностей при условии наиболее прибыльной реализации имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов, приспособление производства к требованиям рынка.

Развитие понимания маркетинга, расширение сферы его трактования и применения как в аналитической так и практической деятельности происходит в связи с интенсивными переменами в экономике, политике, социальной и экологической областях.

Можно выделить следующие виды маркетинга:

ü дифференцированный маркетинг, рассчитанный на использование нескольких сегментов рынка;

ü конверсионный маркетинг, создающий условия для преодоления отрицательного спроса;

ü концентрированный маркетинг, сосредоточивающий усилия на отдельных рынках;

ü массовый маркетинг, применяемый к товарам массового потребления;

ü противодействующий маркетинг, направленный на ограничение иррационального спроса;

ü развивающийся маркетинг, ориентированный на превращение потенциального спроса в реальный спрос.

На современном этапе развития общества заметно проявляются тенденции экологизации маркетинга в связи с экологизацией экономики, государственной политики, законодательства, общественных настроений человека, нарастанием экологического и природно-ресурсного кризиса, формированием рынка экологической продукции и услуг.

Ряд компаний в разных странах мира осуществляют свою деятельность в соответствии со знаменитой “петлей качества”, введенной в действие международным стандартом ИСО 9004–87, как совокупностью планируемых и систематически проводимых изготовителем (поставщиком) мероприятий, необходимых для появления уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяют определенным требованиям к качеству со стороны потребителя (заказчика).

В структуру “петли качества” входят следующие составляющие ее взаимосвязанные подсистемы:

ü маркетинг, поиски и изучение рынка;

ü проектирование и/или разработка технических требований, продукции;

ü материально-техническое снабжение;

ü подготовка и разработка производственных процессов;

ü производство;

ü контроль, проведение испытаний и обследований;

ü упаковка и хранение;

ü реализация и распределение продукции;

ü монтаж и эксплуатация;

ü техническая помощь в обслуживании;

ü утилизация после использования.

Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества, замкнутый в виде кольца (рис. 7.1) жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. В практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции. С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: