Раздел 7.1. Основные понятия и общие положения.
Тема 7. Маркетинг в экологии и природопользовании
Растущая взаимозависимость экономических, экологических и социальных интересов привела к тому, что в число задач, изначально решавшихся маркетингом, вошли такие задачи как защита среды обитания, обеспечение занятости, гуманизация условий труда, постоянная подготовка и переподготовка управляющих, инженерно-технического персонала и рабочих в свете требований научно- технического прогресса, проблемы расширения участия трудовых коллективов в управлении предприятием при одновременном повышении уровня ответственности менеджеров.
Маркетингопределяет предпринимательскую деятельность на рынке товаров, услуг, ценных бумаг, направленную на обеспечение сбыта, управляющую продвижением товаров, услуг от производителя к потребителю.
Взаимосвязь экологического менеджмента и маркетинга обусловлена объективными причинами.
Целью маркетинга является удовлетворение рыночных потребностей при условии наиболее прибыльной реализации имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов, приспособление производства к требованиям рынка.
|
|
Развитие понимания маркетинга, расширение сферы его трактования и применения как в аналитической так и практической деятельности происходит в связи с интенсивными переменами в экономике, политике, социальной и экологической областях.
Можно выделить следующие виды маркетинга:
ü дифференцированный маркетинг, рассчитанный на использование нескольких сегментов рынка;
ü конверсионный маркетинг, создающий условия для преодоления отрицательного спроса;
ü концентрированный маркетинг, сосредоточивающий усилия на отдельных рынках;
ü массовый маркетинг, применяемый к товарам массового потребления;
ü противодействующий маркетинг, направленный на ограничение иррационального спроса;
ü развивающийся маркетинг, ориентированный на превращение потенциального спроса в реальный спрос.
На современном этапе развития общества заметно проявляются тенденции экологизации маркетинга в связи с экологизацией экономики, государственной политики, законодательства, общественных настроений человека, нарастанием экологического и природно-ресурсного кризиса, формированием рынка экологической продукции и услуг.
Ряд компаний в разных странах мира осуществляют свою деятельность в соответствии со знаменитой “петлей качества”, введенной в действие международным стандартом ИСО 9004–87, как совокупностью планируемых и систематически проводимых изготовителем (поставщиком) мероприятий, необходимых для появления уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяют определенным требованиям к качеству со стороны потребителя (заказчика).
|
|
В структуру “петли качества” входят следующие составляющие ее взаимосвязанные подсистемы:
ü маркетинг, поиски и изучение рынка;
ü проектирование и/или разработка технических требований, продукции;
ü материально-техническое снабжение;
ü подготовка и разработка производственных процессов;
ü производство;
ü контроль, проведение испытаний и обследований;
ü упаковка и хранение;
ü реализация и распределение продукции;
ü монтаж и эксплуатация;
ü техническая помощь в обслуживании;
ü утилизация после использования.
Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества, замкнутый в виде кольца (рис. 7.1) жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. В практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции. С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции.