Социальные функции физической культуры. Законодательство Российской Федерации о физической культуре

Законодательство Российской Федерации о физической культуре

В нашей стране законотворческая деятельность в области физической культуры и спорта началась лишь в постсоветский период. Формироваться правовая база физической культуры и спорта стала с разработки и принятия 27 апреля 1993 г. «Основ законодательства Российской Федераций о физической культуре и спорте».

С изменением социально-экономических условий в России назрела необходимость разработки и принятия новых законодательных актов, более полно и всесторонне регулирующих разнообразные процессы в сфере физической культуры и спорта. Результатом многолетней законотворческой деятельности стал Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», вступивший в силу в мае 1999 г. и отменивший действие Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте.

Российское законодательство о физической культуре и спорте – комплексная по своему содержанию часть национального законодательства, включающая нормы конституционного, муниципального, административного, финансового, гражданского, предпринимательского, трудового, уголовного, международного и процессуального права. Оно тесно связано с законодательством об образовании, о социальном обеспечении, о здравоохранении и др.

Главным источником, регулирующим физическую культуру и спорт, является Конституция Российской Федерации – юридический фундамент всего действующего законодательства. Она, как уже отмечалось, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Конституция РФ провозглашает право каждого человека на охрану здоровья.

В соответствии с п. 2 ст. 41 Конституции РФ в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сердцевину российского спортивного законодательства составляет Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Он создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и обучающимися в образовательных учреждениях, с работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения. Данный Закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами, он также гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.

На первом заседании Совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту (в 2003 г.) было принято решение о разра­ботке нового Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Именно через совершенствование законодательства в сфере физической культуры и спорта можно добиться укрепления здоровья всех групп населения за счет их вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом, предусмотрев при этом правовое обеспечение гражданам равных возможностей заниматься физкультурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния. Это, пожалуй, сегодня один из основных путей, который приведет нас к формированию здорового образа жизни населения, усилению мер профилактики многих болезней и, в конечном итоге, – к оздоровлению нации. Ведь как показывает опыт мирового сообщества, возможности физической культуры и спорта в этом отношении, особенно в профилактической деятельности, укреплении здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением среди молодого поколения, особенно велики.

Главная функция физической культуры – сохранение и укрепление здоровья людей.

Оздоровительная направленность физической культуры является закономерностью ее развития, одним из принципов системы физической культуры. Физические упражнения – важное средство предупреждения гиподинамии, профилактики и лечения различных заболеваний. С помощью соответствующим образом подобранных и организованных мероприятий с использованием физических упражнений, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять показатели физического развития и функциональной подготовленности человека. Физические упражнения предупреждают прежде временное старение организма, способствуют продлению жизни и творческой активности людей. При решении задач физического воспитания необходимо добиваться оздоровительного эффекта. Поэтому при занятиях физической культурой необходим тщательный контроль за состоянием здоровья занимающихся.

Важная функция физической культуры – удовлетворение потребностей общества в физической подготовке людей к участию в производственной и военной деятельности. В процессе физического воспитания обеспечивается необходимый уровень здоровья человека, развитие жизненно важных двигательных навыков и физических качеств, позволяющих быстрее и лучше осваивать новые профессии, более интенсивно трудиться. Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению умственной работоспособности, снижению заболеваемости и травматизма на производстве.

Служба в Вооруженных Силах требует большого напряжения физических сил. Поэтому система физической подготовки предусматривает укрепления здоровья, улучшения физического развития, закаливание, развитие физических и других качеств военнослужащих, обусловленных особенностью деятельности в разных родах войск.

Физическая культура способствует укреплению мира и сотрудничества между народами. Международные спортивные встречи воспитывают уважение к народам других стран, к их истории и обычаям, помогают преодолевать расовые предрассудки, создавать атмосферу взаимопонимания между людьми, поощряют международные связи.

Ценностные ориентации студентов в области физической культуры

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в её целях, убеждениях, идеалах, интересах.

В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:

- материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);

- физические (здоровье, телосложение, двигательные умение и навыки, физические качества, физическая подготовленность);

- социально-психологические (отдых, развлечения, удовольствие, трудолюбие, чувства долга, чести, совести, средства воспитания и др.);

- психические (эмоциональные переживания, черты характер, свойства и качества личности);

- культурные (познания, самоутверждение, самоуважение чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).

Ценностные ориентации студентов в области физической культуры тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми сторонами их личности. От того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, зависит выбор и активное участие студентов в физкультурно-спортивной деятельности.

Проведенные исследования позволили выделить 3 ранга ценностных ориентаций студентов в физкультурно-спортивной деятельности. Главный ранг составляет такие ценности как: улучшение своего здоровья и телосложения, развитие физических качеств, воспитание морально-волевых качеств (уверенности в себе, воли, настойчивости), снятие эмоционального напряжения и активный отдых.

Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделить особое внимание, чтобы не ослабела ориентация на эту деятельность.

Задача преподавателей – помочь занимающимся сделать правильный выбор, адекватно поставить цель физкультурной деятельности, предоставить условия и средства физической культуры, вооружить информацией о самом себе (уровень здоровья, физическая подготовленность) и путях достижения цели. Критерием оценки успешности занятий физической культурой должен быть не спортивный результат, а прирост в физическом развитии и физической подготовленности, знания о способах приобретения здоровья и умение его приобретать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: