Планирование и учёт учебно-тренировочного процесса

Спортивная форма» и закономерности её развития

«Спортивная форма» - это состояние наилучшей готовности организма к спортивным достижениям. «Спортивную форму» следует рассматривать как гармоническое единство всех сторон подготовленности спортсмена: физической, технической, тактической и психологической.

Процесс развития спортивной формы носит фазовый характер:

1) фаза становления «спортивной формы» (приобретения) – происходит повышение общего уровня функциональных возможностей организма, всестороннее развитие физических и волевых качеств спортсмена, формирование техники и тактики. Всё это составляет фундамент «спортивной формы».

2) фаза сохранения «спортивной формы» - характеризуется поддержанием оптимальной готовности к спортивным достижениям. Улучшается координация деятельности всех органов со стороны центральной нервной системы. Двигательные навыки автоматизируются, движения выполняются свободно, появляется своеобразное восприятие собственной деятельности («чувство времени» у бегунов, «чувство воды» у пловцов, «чувство снега» у лыжников). С психологической точки зрения в этой фазе проявляется воля к победе, уверенность в своих силах. Именно в этот период спортсмен показывает свои наивысшие результаты.

3) фаза утраты «спортивной формы» - отмечается понижение тренировочных возможностей организма, переключение на иной уровень функционирования.

И так, в процессе занятий спортом человек не может всё время находиться «в форме». Он периодически приобретает «спортивную форму», сохраняет её какой-то период и затем временно её утрачивает. Эти фазы чередуются вновь и вновь на более высокой основе.

Планирование является важным условием учебно-тренировочного процесса. Различают перспективное, текущее и оперативное планирование.

Перспективное планирование осуществляется на длительный срок: на 4 года (интервал между олимпийскими играми), на 2 года (интервал между чемпионатами Европы), на 5 лет (период обучения в вузе) или на 1 учебный год. В перспективном планировании раскрывается направленность занятий, цель и основные задачи подготовки, основные средства и методы, приблизительные результаты.

Текущее планирование основывается на перспективном и отличается большей конкретностью целей и задач, меньшей продолжительностью. Здесь более конкретно предусматриваются средства и методы работы. Нагрузка распределяется в пределах тренировочного микроцикла (7-14 дней) с учётом состояния занимающихся.

Оперативное планирование связано с управлением тренировочной работы на занятии. В зависимости от состояния занимающегося (или погодных условий и др.) можно изменить запланированную нагрузку, внести коррективы или составить новый план занятия.

Важное значение имеет система учёта работы, характеризующая эффективность учебно-тренировочных занятий. Формы учёта:

1) поэтапный учёт - проводится в начале (предварительный учёт) и в конце (заключительный) какого-либо этапа, периода;

2) оперативный учёт – позволяет получить информацию во время проведения занятия (об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, содержании и характере тренировки).

Основные документы учёта учебно-тренировочного процесса:

1) журнал тренера (преподавателя, инструктора) – фиксируется посещаемость, количество тренировочных занятий и соревнований; время, затраченное на общую и специальную подготовку; объём основных средств тренировки (у лыжников – километраж прохождения дистанции, у штангистов – тоннаж упражнений со штангой и т.п.); результаты контрольных испытаний (тесты, соревнования).

2) дневник самоконтроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: