Вопрос 1. Сущность планирования

Планирование на предприятии – сложный процесс, комплексно учитывающий все обстоятельства и особенности, важные для рынка сбыта. Ему предшествует разработка стратегии развития и философии существования предприятия.

Философия предприятия отражает способ его функционирования во взаимодействии с клиентами, акционерами, государством и обществом и выражена главной целью его существования.

Стратегия предприятия это выбор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели, утверждение курса действий и определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. При формировании стратегии предприятия необходимо сформулировать и иметь ответы на главные вопросы:

Ø приоритеты и направления развития предприятия;

Ø потребности в капитале и ресурсах;

Ø рынок и его сегменты;

Ø эффективность отдачи.

Планирование позволяет

Ø предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;

Ø более рационально планировать все ресурсы предприятия;

Ø избежать риска банкротства;

Ø своевременно обновлять и совершенствовать свою продукцию, расширять перечень услуг и повышать их качество в соответствии с конъюнктурой рынка;

Ø расширять рынки и его сегменты;

Ø взглянуть на свое предприятие со стороны, выявляя слабые стороны.

Основные задачи планирования: увеличение объема продаж и доли на рынке за счет высоко конкурентного туристского продукта, услуг; обеспечение финансовой устойчивости туристского предприятия и рентабельности капитала более высокого, чем у конкурентов.

Классификация планирования по признакам:

1) по времени:

a) долгосрочное (на срок от 5 и более лет),

b) среднесрочное (на срок от 1 года до 5 лет),

c) краткосрочное (до 1 года);

2) по объекту:

a) план предприятия,

b) план структурного подразделения,

c) план конкретного исполнителя;

3) по степени охвата:

a) частное – охватывающее определенные сферы деятельности,

b) общее– охватывающее деятельность всего предприятия;

4) по видам:

a) стратегическое (поиск новых возможностей),

b) тактическое (создание определенных предпосылок),

c) оперативное (реализация возможностей);

5) по предмету планирования:

a) целевое (определение целей),

b) планирование средств (материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы),

c) программное планирование (программы производства и реализации),

d) планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).

Способы координации и организации работы по планированию:

Ø сверху вниз (break-down), т.е. руководитель определяет цели и задачи, контрольные цифры (по прибыли);

Ø снизу вверх (build-up), обратный процесс;

Ø встречное планирование, симбиоз первого и второго – наиболее эффективное.

Методы планирования:

Ø балансовый;

Ø нормативный;

Ø программно-целевой.

В настоящее время появились программные продукты ряда фирм, позволяющие автоматизировать основную часть работ по планированию.

Необходимость экономического обоснования планов предопределяет систему показателей, включающую:

количественные показатели – абсолютные величины: объем продаж, численность персонала, фонд оплаты труда, сумма прибыли, затраты, количество туристов, экскурсантов, ночевок и др.;

качественные показатели – относительные, выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов. К ним относятся: производительность труда, фондоотдача, качество продукта, услуги и др.

Процесс планирования включает следующие этапы:

1) определение локальных и глобальных целей предприятия;

2) анализ внутренней и внешней среды предприятия;

3) поиск альтернатив:

4) составление прогноза и оценка наилучшей альтернативы;

5) принятие решения, постановка плановых заданий;

6) разработка плана.

Различают текущее, перспективное и стратегическое планирование. В определенной мере такая классификация носит условный характер. Их различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется.

Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные отличия, которые заключаются главным образом в:

Ø точности устанавливаемого интервала планирования;

Ø степени дифференциации и количества показателей планирования;

Ø степени точности расчетов затрат и результатов производства;

Ø порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.

Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана.

В настоящее время не существует какой-то строгой, официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития туристского предприятия. К этому процессу подходят по-разному, особенно это касается количества разделов плана.

Структура плана:

Ø производственная программа, под которой понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству туристского продукта, разработанное на основе заключенных контрактов и договоров. Основой разработки производственной программы являются; результаты маркетинговых исследований, портфель заказов, наличие производственных мощностей и ресурсов;

Ø план по издержкам;

Ø план по труду и кадрам;

Ø план инвестиций;

Ø план социального развития трудового коллектива;

Ø финансовый план.

Остановимся более детально на финансовом плане, являющимся обобщающим и заключительным разделом сводного плана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: