I. Профиль фирмы

Классификация анализируемых направлений проведена по основным функциям предприятия - управлению, производству, инновациям, сбыту и т.д. Воздействие на положение предприятия внешней среды фактически не учитывается.

Каждое из выделенных направлений необходимо оценить по пятибалльной шкале (1 - очень плохо,..., 5 - очень хорошо) и занести в соответствующую клетку, например, в виде точки. Затем все отмеченные фрагменты соединяются непрерывной ломаной линией, которое при некотором воображении можно принять за профиль, что и дало название данному методу. Необходимо оговорить, что такое непрерывное соединение приводит к тому, что между собой невольно сравниваются количественные оценки абсолютно не связанных между собой направлений. Это, разумеется, является определенным недостатком данного способа формализации.

Достаточно очевидно, что непосредственное использование приведенного двухуровнего классификационного дерева невозможно. Например, как можно оценить такую составляющую положения конкретного предприятия, как «Предпринимательская культура и философия», если не совсем ясно, что она в себя включает. Причем понятно, что различные варианты ее состава могут привести и к сильно отличающимся итоговым оценкам. Не претендуя на полноту и строгость дальнейшей классификации, попробуем расшифровать, как можно расшифровать, например, составные характеристики качества менеджмента:

Менеджмент  
Отдельные составляющие Детализированные составляющие  
Предпринимательская культура и философия Готовность к инновациям, готовность к риску, коллегиальность, стиль управления, уровень культуры менеджеров и персонала и т.д.  
Цели и стратегии Разнообразие целей, их реальность, временной горизонт целей, степень согласованности целей, учет в них интересов различных групп внутри предприятия, степень осознанности целей, соответствие стратегий поставленным целям, преемственность стратегий, их качество (реализуемость, проработанность) и т.д.  
Система мотивации сотрудников Выбранная система заработной платы, премии, справедливость их распределения, прямые и косвенные методы поощрения и т.д.  

С такой трехуровневой классификационной схемой работать уже легче, однако ясно, что для практических целей удобнее набор количественно оцениваемых показателей, которые в данном случае могут быть приведены на следующем, четвертом уровне. Например, для определения степени справедливости распределения заработной платы естественно ввести такие показатели, как ее средний уровень в соотношении со средним уровнем в стране (регионе, соседних или аналогичных предприятиях), предельные и средние отклонения по подразделениям, соотношение зарплаты и производительности труда и т.д.

Необходимо обратить внимание на то, что все приведенные списки детализированных составляющих открыты для дополнения. Причина заключается не столько в большом числе такого рода возможностей. Важнее то, что итоговый список во многом зависит от специфики конкретного хозяйственного объекта. Например, нет никакого смысла включать для конвейерного производства такую возможность повышения мотивации сотрудников, как различные гибкие формы организации рабочего времени. Достаточно очевидно, что по мере детализации анализируемых направлений все сложнее становится вводить унифицированные характеристики, пригодные для анализа любых хозяйственных объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: