Лекция 10. Назначение и проблемы комплексного анализа положения предприятия. Методы комплексного анализа положения предприятия

ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

ТЕМА 4. МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА

Список литературы к теме 3.

Контрольные вопросы к теме 3

1. Основные особенности системы целей предприятия.

2. Предприятие, как активное звено.

3. Классификация целей предприятия.

4. Источники конфликтов между целями предприятия.

5. Виды отношений между целями.

6. Требования к формулировке целей при построении модели дерева целей.

7. Понятие связного ориентированного древовидного графа.

8. Принципы построения модели дерева целей.

9. Возможность учета синергического эффекта мероприятий с помощью модели дерева целей.

10. Алгоритм обработки модели дерева целей.

11. Основные элементы внутренней среды предприятия и система их целей.

12. Примеры, подтверждающие наличие конфликтов целей.

13. Основные виды решений по согласованию внутрифирменных интересов.

14. Выбор способа организации заработной платы для согласования внутрифирменных интересов.

15. Гармонизация внутрифирменных интересов путем психологических методов.

16. Основные цели потребителей продукции и их приоритеты.

17. Основные стратегии согласования интересов.

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - Спб: Питер. Ком, 1999.

3. Х.Доусон Р.Уверенно принимать решение: Как научиться принимать решения в бизнесе и жизни. М: ЮНИТИ, 1996.

4. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 1999.

5. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент (Интерактивные технологии для организационного развития персонала) С-П.: 2003

6. Спицнадель В.Н. Теория и практика принятия оптимальных решений: Учебное пособие.- СПб: «Бизнес-пресса», 2002.

7. Цыгичко В.Н.Руководителю о принятии решений. М: Инфра-М, 1996.


(Тематические разделы: Общий и стратегический менеджмент, Экономика фирмы,Корпоративное управление, Производственный менеджмент,Микроэкономик а: Фирмы и рыночные структуры.

Назначение и проблемы комплексного анализа положения предприятия. В соответствии с системным подходом анализ любого объекта со сложной внутренней структурой и взаимосвязями не может быть сведен к изучению какой-то части его составляющих или функций. Более того, недостаточным является даже их полное, но разрозненное исследование. Точно так же, как это бывает, когда к врачам попадает тяжело, но неизвестно чем болеющий человек, для формулировки окончательного диагноза часто требуется консилиум с привлечением специалистов из разных областей. Необходимым условием успеха, разумеется, является предоставление каждому из них всей, а не только непосредственно касающейся его специальности, информации. Соответственно, для выявления основной, корневой проблемы предприятия необходимо провести его комплексное обследование, затрагивающее все сферы деятельности и работу всех подразделений. Второй целью комплексного анализа положения предприятия является сбор информации для разработки реализуемых и эффективных решений для улучшения ее положения. Таким образом, основными целями самого предприятия при проведении всестороннего анализа своей деятельности являются два самых традиционных для России вопроса - «Кто виноват?» и «Что делать?».

Очевидно, что результаты подобного обследования могут значительно влиять на решения о выдаче данному предприятию кредитов, целесообразности его покупки, стоимости акций, необходимости банкротства, возможности реструктуризации, выборе в качестве партнера и т.д. Очевидно, что переоценить важность подобной детальной информации о сильных и слабых сторонах деятельности фирмы для существующих и потенциальных конкурентов просто нельзя. Таким образом, обследование предприятия может быть инициировано извне и, соответственно, преследовать внешние цели.

Как это уже отмечалось выше, процесс подобной диагностики крайне сложен. Дело состоит не только в том, что вопросы выявления причин затруднений и разработки решений для их преодоления являются наиболее трудными в любой области деятельности. При анализе положения предприятия проблема заключается в том, что объем информации, которую можно, а может быть, и крайне нужно проанализировать, не просто велик, а, скорее, бесконечен.

Единственно возможным выходом из данной ситуации является проведение исследования по иерархическому принципу, когда сначала анализируется работа наиболее крупных составных частей или функций предприятия. Затем на их основе выявляются наиболее вероятные болевые точки. При необходимости их деятельность исследуется более подробно и т.д.

Следующей проблемой является практическая необозримость числа вариантов существующих хозяйственных объектов и уникальность ситуации каждого из них. Более того, в рамках одного и того же предприятия могут сочетаться фрагменты различных ситуаций. Например, на опытных авиационных заводах в основном выпускается продукция с длительными циклами изготовления (до нескольких месяцев), но, как правило, существуют и подразделения, выпускающие ширпотреб. Или другой пример: одной из основных внутренних причин разукрупнения предприятий является наличие в нем как прибылеприносящих, так и прибылепотребляющих подразделений.

Кроме того, достаточно очевидно, что ситуация на одном и том же производстве может резко и быстро меняться во времени. В этом плане особенно опасным становится формальное, без дополнительных исследований тиражирование рецептов, которые в прошлом действовали достаточно успешно.

В связи с разнообразием и уникальностью встречающихся производственных объектов, и их сложной внутренней структурой и взаимосвязями к настоящему времени разработано множество методов диагностики положения предприятий: профиль фирмы, сильные и слабые стороны, портрет фирмы, потенциал фирмы и другие. Основное назначение всех этих методов - постепенная ликвидация выявленных слабых сторон деятельности фирмы за счет использования сильных. Далее приводятся схемы анализа и краткие характеристики некоторых из них. Необходимо сразу оговорить, что все они прошли практическую апробацию, а приводимые при их описании недостатки приводятся как предупреждение о необходимости адаптации.

Методы комплексного анализа положения предприятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: