Аристотель

Подытожим.

Исторически отцом идеализма в классической философии стал Платон. Вещи в его учении сохраняют себя за счет "приобщения" к идеям. И роль "хоры", которую он именует "кормилицей", - а по сути это прообраз материи в учении Платона, - несопоставима с воздействием идей на становление вещей. Но объективный идеализм связан не только с утверждением примата идеального по отношению к вещественному миру. Последовательный идеализм видит в идеальном самодостаточную основу бытия, именуемую в философии "субстанцией". И, в отличие от материализма, последовательный идеализм считает такой основой бестелесную субстанцию, которая не имеет каких-либо качеств, а также временных и пространственных параметров. В этом смысле учение Платона, где мир идей расположен в "занебесье", куда душа поднимается на крыльях, нельзя считать классическим идеализмом, который восторжествует с приходом христианства.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – выдающийся философ античности, ученик Платона, слушатель его Академии. Родился в полисе Стагира (поэтому его называли Стагирит)

Никомах был придворным врачом, а эта профессия почиталась греками,т.к. все врачи считались потомками бога Асклепия, сына Аполлона и смертной женщины Корониды. После смерти родителей Аристотеля берет на воспитание Проксен, который, по некоторым сведениям, отвез его, 17- летнего, в Афины и отдал в Академию. Он занимался риторикой у Исократа, но затем бросил это занятие и стал учеником Платона.

Отношения 2 философов не были гладкими. Аристотель большое значение придавал своей внешности, а Платона это раздражало. Аристотель был строптивого нрава, за что Платон называл его жеребенком, который брыкает свою собственную мать. “Платон мне друг, но истина дороже”, – повторял Аристотель. После смерти Платона он покидает Академию, уезжает из Афин. Через некоторое время он получает приглашение Филиппа, царя македонского, отца Александра, который интересовался философией, науками, искусствами. Для обучения своего сына Филипп отвел рощу близ города Миезы. Здесь Александр и Аристотель прогуливались, ведя ученые беседы. Обучение не длилось долго, т.к. после гибели Филиппа Александр вступил на престол и, следовательно, ему уже было не до учебы.

Аристотель отправляется в Афины и основывает свою школу, Лицей, получившую такое наименование по храму Аполлона Ликейского. Ликей был местом верховой езды. Аристотель читал лекции по утрам для избранного круга, а послеполуденные занятия проводил с широким кругом слушателей. Своего бывшего ученика, Александра Македонского, Аристотель избегал после трагической гибели своего племянника Каллисфена, которого Александр приказал казнить. Говорили, что Аристотель был виновен в отравлении Александра, но этот факт не доказан. После смерти Александра Аристотель подвергся преследованиям, из-за чего покинул Афины. Сам же Аристотель покончил с собой, что тоже не вполне достоверно. Зная искусство врачевания, философ лечил себя от болезни желудка. Возможно, он не рассчитал дозу.

Философское наследие Аристотеля огромно. Дошедшие до нас произведения не являются полными. Существует проблема их хронологической последовательности и подлинности ряда текстов ("Аристотелев вопрос"). Многие сочинения его дошли до нашего времени, благодаря тому, что христианская церковь испытывала живой интерес к трудам философа. Крупнейшими из них являются “ Органон”, “Метафизика”, “Физика”, “О небе”, “Политика”, “О поэтике” и др.

Основные положения философии Аристотеля.

1. Наука об умопостигаемом – метафизика (“то, что после физики”). Умозрительное знание не дается от рождения, а предполагает деятельность, собирание фактов. Итак, общее познается через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира.

2. Учение о материи и форме, где форма – активное начало, сущность бытия, т.е. то, чем одна вещь отличается от другой. Материя пассивная возможность, потенция становления.

Дуализм Платона не устраивал Аристотеля. "Платон мне друг, но истина дороже", - говорит Аристотель. Он критикует учение учителя об эйдосах, считал, что идея находится не в каком – то ином мире, а в самой вещи. Следуя Платону, мы как бы умножаем сущность предметов. Например, есть реальный человек Сократ. Ему в мире идей, по Платону соответствует “идея Сократа”, но еще “идея человека”, “идея философа” и т.д. Таким образом, на одного реального Сократа приходится множество идей – сущностей, а это не логично. Аристотель отвергает концепцию бестелесных идей Платона и выдвигает представление, согласно которому сущее состоит из 2 начал – “формы” и “материи ”. Каждая вещь соединяет в себе чувственное и сверхчувственное, материю и форму (медный шар – это единство меди и шаровидности). Материя определяется как отсутствие формы и возможность формы. Форма – сущность вещи. Форма также - понятие о вещи, идея вещи. Таким образом, возникновение вещей есть оформление материи, в процессе которого участвуют четыре вида причин (материальная, формальная, производящая, целевая). Например, материальная причина дома – то, из чего он строится (камни, лес). Формальная причина – план дома. Производящая – архитектор, строители. Целевая – законченное здание.

3. Наука о законах мышления – логика. Формальная логика – силлогистика, тесно связана с учением о бытии, с теорией истины.

4. Учение о категориях. Аристотель выделяет 10 категорий, основная из которых – “сущность” отождествляется с бытием. Остальные 9: “качество”, “количество”, “отношение”, “место”, “время”, “действие”, “состояние”, “страдание”, “обладание” соотносятся с бытием через категорию сущность. Категории – это высшие роды, к которым сводятся остальные.

5. Аристотель делит науки на теоретические (математика, физика, психология), практические (этика), творческие (техника, эстетика). Они не сводимы одна к другой. В основе наук – знание, которое должно отличать от мнения. Знание отличается от мнения такими чертами: доказательностью – всеобщностью и необходимостью, способностью к объяснению, единством своего предмета.

6. Учение о душе. По Аристотелю душой обладает не только человек. Душа есть у растений, у животных (у живых существ). Душа – это энтелехия, осуществление целенаправленного процесса, она тесно связана с телом и способствует развёртыванию всех возможностей живого существа.Есть 3 вида души: растительная (способность к росту, питанию, размножению).Животная душа еще обладает чувством, способна ощущать.Душа человека есть разумная душа. Она присуща только ему, не является энтелехией, отделима от тела, бессмертна. Разум человека не зависит от тела, он вечен, неизменен. Его философ определяет как деятельный разум и отличает его от пассивного разума, в основном и присущего человеку. Моральный образец, по Аристотелю, Бог, совершеннейший философ, "мыслящее себя мышление ".

7. В этико-политических воззрениях Аристотеля главная цель человека – стремление к благу. Благо человека совпадает с общественным благом. Государство, по Аристотелю, вид общения между людьми ради благой жизни. Человек не может существовать вне общества, он существо политическое. Высшее благо – счастье, блаженство. А это достигается путём разумной деятельности. Условием разумной деятельности является обладание добродетелями. Добродетель – это достижение совершенства в каждом виде деятельности, искусность, способность найти единственно правильное решение. Аристотель выделял этические добродетели (добродетели характера) и дианоэтические, интеллектуальные добродетели (мудрость, разумность, благоразумие).Добродетель всегда выбирает между избытком и недостатком и стремится к середине. Например, щедрость находится посередине между скупостью и расточительностью. Человек должен помнить о самоконтроле, помнить, что он не животное и не Бог. Середина – это и есть человеческое. Однако здесь есть трудность: человеку свойственна любовь к себе, и чтобы она не трансформировалась в эгоизм, необходимо любить в себе разумное начало. Такие "себялюбцы" способны жертвовать собою ради Отечества.Относительно государства Аристотель полагал: политических прав не должны иметь рабы и низшие классы. Рабство оправдывал. Право на досуг имеют представители высших классов. Формы государственной власти Аристотель делит на правильные и неправильные. Правильные: монархия (самая первая и божественная; здесь власть руководствуется общественной пользой.) – власть одного, аристократия – правление немногих лучших, полития – правление большинства или тех, ктопредставляет интересы большинства. Основа политии – средний класс. Правильные формы могут вырождаться в неправильные. Монархия может переродиться в тиранию; аристократия – в олигархию; полития – в демократию, которая является худшей формой. В неправильных формах государство используют в своих корыстных целях.

Подытожим:

Учение Аристотеля содержит материалистические положения (сущность вещей в самих вещах”), но форму он считает идеальным началом вещей, доминирующим над их материальным содержанием. Конечная причина, источник всякого движения – это Бог, “неподвижный перводвигатель всего.

Значение деятельности Аристотеля колоссально:

1. Он систематизировал философское знание, накопленное античной философией.

2. Он ввел в оборот многие категории, понятия, которыми пользуется современная наука и искусство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: