Зло легко претерпеваемо

Благо легко достижимо.

Смерть не внушает опасения.

Бог не внушает страха.

Эпикур считал, что нельзя рассеять страх без философии, без постижения законов природы. Чистое наслаждение достижимо только при изучении природы.

Свою философию Эпикур делит на 3 части: канонику, физику, этику.

Каноника – учение о принципах познания. В теории познания философ отмечал, что существуют отпечатки, образы, по виду подобные телам, далеко отстоящие от предметов и чувственно воспринимаемые. На основе чувственных восприятий возникают единичные представления, а на их основе – общие представления или понятия ("предвосхищения").

Физика Эпикура – продолжение онтологической традиции Демокрита: Вселенная есть атомы и пустота. Помимо Демокритовых формы и размера Эпикур добавляет вес. Эпикур говорит о спонтанном отклонении атомов от прямой линии. Этим он объяснял отклонения как в природе, так и в этике. Эпикур критиковал фатализм стоиков и деморитово учение о необходимости.

Эпикур отвергает традиционную религию, представление о бессмертии души, пророческую силу снов, считается атеистом.

Но вместе с тем он полагал:

Боги существуют, т.к. есть знание о них.

Истинное знание о богах образуется за счёт предвосхищения.

Обывательское представление о богах ложно.

Боги бессмертны и блаженны, ни во что не вмешиваются и не нуждаются в культе.

Этика Эпикура нравственность выводит из потребности в удовольствии. Стремление к удовольствию естественно для человека. Наслаждение – это уклонение от страданий и достижение умиротворённого состояния духа (атараксии) и счастья (эвдемонии). Добродетельны и приятны удовольствия, сообразные с природой. Порочные удовольствия приводят к страданию.

Чтобы быть счастливым надо научиться преодолевать вздорные страсти и страхи. Страсти нейтрализуются воздержанностью, страхи – философией. Философия освобождает от страха перед богами, перед необходимостью, перед смертью ("Пока мы живы – смерти нет, когда мы мертвы – нет жизни").

Высшая добродетель – благоразумие – достигается в результате самостоятельного выбора человека, т.е. боги не регулируют нравственные устои общества.

Эпикур считал, что душевные страдания хуже телесных, что помимо наслаждений в движении (радости, веселья), существуют наслаждения покоя – безмятежность, отсутствие страданий. Самым приятным даром мудрости является дружба.

В истории сохранились имена последователей Эпикура, самый известный из них – римский поэт Лукреций Кар (1 в. до н.э.), автор поэмы "О природе вещей". Главный враг для Лукреция – религия. Боги не влияют на мир, иначе он не был бы таким несовершенным. Боги существуют в безмятежности (атараксии), ни в чём не нуждаются. В основе религии – вымысел о бессмертии души в загробном мире. Однако душа смертна, ибо телесна.

Разум является главной ценностью. Он постигает устройство Вселенной. Материя вечна. Обычные тела состоят из "основных тел", как слова из букв. Основные тела вечны и неизменны, не погибают и не возникают, не переходят друг в друга и не делятся (атомы). Они тверды, крепки, плотны, вески. Все тела находятся в пространстве как пустоте. О наличии пустоты говорит движение. Общее свойство пустоты – непротиводействие телам и неощущаемость.

Вселенная бесконечна в пространстве и во времени. Бесконечно число изначальных тел (атомов). Существует множество миров, которые рождаются не по воле богов, а сами собой, стихийно. Эти миры смертны. Смерть и жизнь нераздельны.

Лукреций подытожил атомистическое учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура.

Эпикурейство в Древнем Риме (Смотри Горелов А. А. Философия в вопросах и ответах. М.: Эксмо, 2008, СС.104 – 106).*


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: