double arrow

Неоплатонизм. Неоплатонизм – философское направление в античной философии, возникшее в 3 веке н

Неоплатонизм – философское направление в античной философии, возникшее в 3 веке н. э. как развитие и систематизация идей Платона. Неоплатонизм вобрал в себя некоторые идеи Пифагора, Аристотеля и других философов античности. Наиболее видным представителем считают Плотина (204-205 – 270гг.), учившийся в Александрии у Аммония Саккаса, который излагал свои мысли только устно.

Плотин родился в Ликополе (Египет),принимал участие в походе римского императора Гордиана в Персию, чтобы познакомиться с восточными мистическими учениями, затем переселился вРим, где основал собственную философскую школу. Свои мысли излагал устно, затем стал их записывать. Ученик Плотина, Порфирий, после смерти учителя систематизировал сочинения учителя, разделив их на 6 разделов, в каждый из которых входило 9 трактатов. Порфирий назвал их "Эннеады" ("девятки").

В этих сочинениях весь мир представляется как иерархическая система, в которой каждая низшая ступень обусловлена высшей ступенью.

На самом верху этой системыБог (Единое = благо или то, что по ту сторону сущего). Единое есть причина всякого бытия (всё существует постольку, поскольку оно стремится к Единому, ко благу). Мир создан путём эманации (истечения Бога в мир). Само Единое не причастно бытию и потому непостижимо ни умом, ни словом (о Боге нельзя сказать ничего). Постичь его можно только в экстатическом состоянии исхождения из тела. Единое можно представить в виде источника света.

Вторая ступень – это ум и находящиеся в нём умопостигаемые сущности – идеи; это чистое бытие, порождённое Единым (мышление и бытие в платоновском понимании едины).

Ниже – третья ступеньмировая душа; она уже не едина, как ум, но разделена между живыми телами (душа космоса, которая у плотоников живое существо, души демонов, людей, животных, растений). Она находится в движении, душа – источник всякого движения, а, следовательно, всех волнений и страстей.

Ещё ниже – четвёртая ступень – тело. Как душа получает лучшие качества от ума (разумность, гармонию), так и тело получает форму, благодаря душе. Такие качества, как безжизненность, косность, инертность, сродни материи. Материя – это субстрат чувственных вещей, сама инертность, бескачественность, косность как таковая. Материя не существует, она не причастна уму, т.е. бытию, поэтому также не может быть постигнута разом и словом. Её наличие обнаруживается отрицательным путём: если от всех тел отнять их форму (качественные характеристики), тогда то, что останется, и есть материя.

Человек у платоников мыслился как соединение божественного, самотождественного ума с косным телом посредством души. Отсюда цель и смысл жизни – освободить свой ум от оков материи, или тела, чтобы, в конечном счёте, совсем слиться с великим Единым умом. Источник всякого зла – материальное и телесное, источник блага – умопостигаемое возвышенное знание, философия. Человек должен учиться мыслить и подчинять себе своё тело путём упражнений и аскезы.

Неоплатонизм оказал огромное влияние на западную (Августин) и восточную (Псевдо-Дионисий Ареопагит) христианскую философию, а также на философию Возрождения (флорентийские платоники) и Нового времени (кембриджские платоники). Ими интересовались представители немецкого идеализма и философии романтизма.

Деятельность этой философской школы была прекращена в 529 году, когда император Юстиниан издал декрет о закрытии языческих философских школ. Кроме Плотина и Порфирия платониками являются Прокл, Ямвлих, Гипатия, Иоанн Филопон. В 4 веке император Юлиан Отступник попытался соединить в своей концепции неоплатонизм и христианство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: