Значение трудов Фомы Аквинского

Этика томизма.

Центральной проблемой этики является проблема соотношения добра и зла.

Как решается эта проблема у Фомы Аквинского?

1. Бог не является создателем зла, т.к. зло есть небытие, а Бог не может быть причиной стремления к небытию. Бог благ, а потому Он проявляется в людях как стремление к благу: "Добро есть то, чего все желают".

2. Зло не обладает реальным бытием. Зло – это порча блага, его недостаток. Источником, причиной зла является само добро, вернее его несовершенство. Вещи материального мира не обладают совершенством, поэтому они подвержены распаду, разрушению. Итак, в вещах основанием зла является именно их порча, потеря совершенства.

3. Полнота совершенства – в Боге. Бог определяет порядок, степени совершенства.

Поэтому зло лишь подчёркивает прекрасное и благое. Видимое несовершенство указывает нам, чего следует избегать, а к чему должно стремиться.

4. В человеческих отношениях зло есть порождение несовершенной воли.

5. Бог, по мнению Фомы, попускает зло как наказание, которое всё же приводит к добру.

1. Учение Фомы Аквинского стало высшим этапом в развитии западноевропейской схоластики. После смерти выдающегося философа-теолога, его идеи постепенно признаются в качестве основополагающих сначала среди монахов-доминиканцев, а затем и во всей римско-католической церкви. Со временем томизм ( от латинского прочтения имени Фома — Тома) становится уже официальным учением римско-католической церкви, каковым является до сих пор.

2. Аристотелевская аргументация была использована Фомой Аквинским и в обосновании христианской космологии, христианской гносеологии, христианской этики, психологии и т.д. Иначе говоря, Фома Аквинский, наподобие Аристотеля, создал развернутую систему католического вероучения, объясняющую практически все проблемы окружающего мира и человека. И в этом смысле он как бы завершил многовековой период в развитии христианства среди народов Западной Европы, исповедующих католичество.

3. Как и любая система знаний, признаваемая в качестве официальной и неопровержимой, учение Фомы Аквинского с течением времени стало склоняться к окостенению, терять свои творческие потенции. Общая же направленность этого учения на рационализацию католичества вызвала немало возражений, ибо, по мнению многих мыслителей, исключала иные способы постижения Бога.

4. Уже в конце XIII—начале XIV вв. многие христианские теологи стали критиковать это учение за излишнее превознесение роли научного знания, подчеркивая религиозно-мистические свойства христианской веры. С другой стороны, томизм начинают критиковать светские мыслители, считающие, что в нем значение науки как раз принижается. Особенно ярко эта критика проявилась в следующий период развития стран Западной Европы, вошедший в историю под именем эпохи Возрождения.

Материал по другим представителям философии Средневековья смотри в Практикуме.*

Лекция 3/2 "Философия Возрождения".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow