double arrow

Родиной Возрождения является Италия

Характеристика и периодизация философии Возрождения.

Требования к умениям.

Требования к знаниям.

1. Знать основные принципы и проблематику Возрождения (антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, обращение к античным идеалам, критика существующего строя).

2. Знать основных представителей философии Возрождения и их идеи.

3. Знать основные понятия и термины по теме.

1. Выявлять сходство и различие философских концепций.

2. Уметь проследить динамику идей и направлений.

3. Выявлять тенденции культурной взаимосвязи бытия и сознания.

Эпоха Возрождения вошла в историю как героическая эпоха, в которой было множество примеров трагического несовпадения личности и общества. Она датируется XIV – XVI вв. Термин "Возрождение" (от французского – renaissance – возрождение) появился в XIX веке и означал возрождение интереса к античности и рождение на этой основе новой культуры, противоположной христианской культуре Средневековья.

Известный западный мыслитель Б. Рассел выделяет две отличительные особенности этого периода:

· падение авторитета церкви;

· рост авторитета науки.[5]

Отношение к Ренессансу различно: одни считают этот период "прогрессивным переворотом" во всех областях культуры; другие полагают, что не во всех случаях его можно считать таковым. Поэтому можно говорить о достаточно сложном и неоднозначном процессе.

Ренессанс в целом характеризуется такими чертами:

1. Разрыв с традицией средневековья и пробуждение нового самосознания, не совпадающего с теологическими традициями. Светские элементы постепенно начинают преобладать над церковными

2. Намечающийся союз с естествознанием, отказ от мистифицирования природы и человека и попытка объяснить их сточки зрения рационального знания. Борьба церковного и научного представлений является нервом времени, определяющим героический пафос эпохи.

3. Рост значения гуманитарного знания. Гуманисты – это формирующийся слой светской интеллигенции.

4. Небывалый рост индивидуализма. Благородство измеряется не происхождением, а личными качествами, заслугами человека. Эгоизм рассматривается как свойство человеческой природы (П. Браччолини). По мысли Б. Рассела, это был "индивидуализм – вплоть до анархизма".[6]

В эпоху Возрождения меняется вектор развития человечества. Основным принципом эпохи становится антропоцентризм, вытесняющий теоцентризм. Вместе с этим происходит изменение и в философском понимании мира и человека.

Хронологические рамки философии Возрождения охватывают три периода:

1. Первый период философии Возрождения (XIV век) – период размежевания со средневековой философией и рождение гуманизма. Отцом гуманизма считается Франческо Петрарка. "Искусство жить", разработанное Петраркой, противопоставляет средневековому идеалу жертвы и надежды на загробное воздаяние ценности духовного аристократизма, совершенствования человека при помощи гуманитарных наук, уважение к личности человека.

2. Второй период философии Возрождения (XV – начало XVI вв.) – этап созревания обновлённых мировоззренческих моделей, где прослеживается компромисс с античностью и христианством. К середине XV века формируется возрожденческий неоплатонизм, который отчасти объясняется эмиграцией в Италию византийских учёных. В центре этого процесса – флорентийская "платоновская школа", возглавляемая Марсилио Фичино (1433 – 1499). В работах деятелей "платоновской школы" наблюдается синтез неоплатонизма, герметизма, кабалистики, арабской мистики. Ярким представителем школы являлся Мирандола. Одновременно развивается ветвь аристотелизма. Пьетро Помпонацци углубляет традиции аверроизма, делает шаг в сторону эмпиризма и сенсуализма. В это время отчётливо прослеживается стремление к обновлению самого христианства (в Германии – Н. Кузанский, в Италии – Савонарола, затем Мирандола).

Огромной по масштабности мысли личностью Ренессанса является Н. Кузанский, который осуществил синтез христианства, неоплатонизма и гуманизма.

3. Третий период философии Возрождения (XVI – начало XVII века) ознаменован Реформацией (религиозной революцией).

Прежде всего это спор о свободе воли между Лютером и Эразмом Роттердамским. Эразм призывал к возвращению на "путь Христа", т.е. к милосердию, вере, жизненной мудрости. Философии отводилась огромная роль в разоблачении мнимой мудрости.

Лютер разрабатывал теорию предопределения и спасения верой, а философия, по его мнению, оказывалась излишней.

Натурфилософия этого периода представлена трудами Д. Бруно и Б. Телезио.

В этот период расцветает социальная философия. Появляются утопические мифы Ф. Рабле, Т. Мора, Т. Кампанелла. Социальная философия обогащается также трудами Н. Макиавелли.

По мысли А.А. Ивина, эпоха Возрождения не благоприятствовала философии, которая развивалась в рамках эстетической, этической, политической мысли. [7]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: