Основные черты и идеи философии Возрождения

Философии Возрождения свойственны определённые черты:

Первой чертой является антропоцентризм, который вытесняет теоцентризм. Проблемы личности в её земном измерении (со страстями и привязанностями, свойственными человеку) впервые становятся центром и целью познания. Потому важнейшим вопросом познания становится вопрос о происхождении человека, о том, чего требует человеческая природа. Так возникает философская антропология, основными чертами которой в этот период становятся антиаскетизм и гуманизм. Первым выразителел этой тенденции является Данте Алигьери. Данте Алигьери (1265 – 1321) в "Божественной комедии" человека называет "великим чудом". Идея о человеке как центре Вселенной можно найти в "Речи о достоинстве человека" Пико дела Мирандолы (1463 – 1497). Это произведение стало своеобразным манифестом антропоцентризма. В основе учения Мирандолы – принцип свободы человека. Человек – особое творение Бога. Прочие творения подчинены природному закону. Человек же сотворён так, чтобы своё место определять по собственному усмотрению. В этом и состоит достоинство человека. Человек сам себе мастер. Мирандола говорит о нём: "Он может подняться до звёзд и ангелов, может опуститься до звериного состояния. Высшее и восхитительное счастье дано человеку: владеть тем, что пожелает, и быть тем, чем хочет". Итак, по Мирандоле, Бог наделяет именно человека свободой выбора, которая предполагает творческое его самоопределение. Как отмечает Спиркин А.Г., Мирандола исходит из идей Платона и неоплатоников о срединном положении человека между миром земным, материальным и Божественным. Он сам может выбирать подниматься ему или падать, он сам творит свою судьбу. Вот какие слова вкладывает автор в уста Бога, обращающегося к человеку: "Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным создан ты, человек! Ибо ты сам должен, согласно твоей воли и твоей чести, быть своим собственным художником и своим зодчим и создать себя из свойственного тебе материала. Ты свободен спуститься на самую низкую ступень животности. Но ты можешь и подняться к высшим сферам божественного. Ты можешь быть тем, чем хочешь".[8] Человек у Мирандолы – это соединительная связь всей природы, поэтому познающий себя человек познаёт в себе всё.

Таким образом, философы Возрождения заложили основы естественнонаучного учения о природе как таковой и природе человека.

Второй чертой Возрождения является гуманизм. Он тесно связан с антропоцентризмом. В те времена под гуманизмом понимали всестороннее развитие человека, его способностей. Большее внимание уделялось духовной стороне, которую более всего развивали такие отрасли знания как литература, философия, история, риторика. Эти области знания стали называть гуманитарными дисциплинами, а преподавателей – гуманистами (от итальянского "humanista" – человечность). Позднее термин "гуманизм" приобрёл более широкое значение (стремление к человечности, к созданию условий для максимального развития способностей). Но не только духовное начало привлекало гуманистов в человеке. Они вовсе не игнорировали его телесную составную, которая понималась в единстве с Природой. Мир сотворён Богом, но Природа-Мать также проделала великую работу. Данте говорил, что Бог созерцает прекрасный труд природы и завершает его. Поджо Браччолини (1380 – 1459) сформулировал основной тезис гуманистов: "То, что нам присуще от природы, менее всего достойно осуждения". Таким образом, и эгоизм, и стремление к наслаждениям не должны осуждаться, поскольку они укоренены в самой человеческой природе (П. Браччолини "Об алчности"). Правомерность стремления к наслаждениям утверждали Казимо Раймонди, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский.

Характерно, что в период Возрождения ярко проявляется интерес к физической красоте.

Особенно отчётливо это в работах известнейших мастеров Ренессанса (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и др.).

Третьей чертой философии Возрождения является пантеизм. Бог сближается, затем сливается с природой, а природа обожествляется. Здесь главными вопросами становятся: "Что такое Бог?", "Совпадает ли Бог с природой?", "Каково отношение природы к Богу?" Философы Возрождения сходились в том, что Бог не только Творец мироздания, но Он присутствует в мире, в сотворённых им вещах. Можно выделить 3 формы пантеизма:

Бог целиком и полностью совпадает с природой (Б. Теллезио, Дж. Бруно) – натуралистический пантеизм.

Бог и природа совпадают не полностью (Чезаре Ванини, Джованни Пико дела Мирандола) – умеренный пантеизм.

Бог есть в природе, Он выше природы (бестелесен), но именно в Нём заключена природа, она охватывается и управляется Им (Пьетро Помпонацци, Якоб Бёме) – мистический пантеизм.

Четвёртой чертой философии Возрождения является возрождение интереса к античной философии, в частности к аристотелизму (Пьетро Помпонацци), неоплатонизму (М. Фичино, Джованни Пико дела Мирандола), этическому гедонизму и эпикуреизму (Лоренцо вала, Эразм Роттердамский), скептицизму (Мишель Монтень).

Пятой чертой философии Возрождения является антиклерикализм. Гуманисты не были атеистами, не отрицали необходимость веры, но многие из них критиковали церковь, считая, что она отошла от канонов христианства, неправильно трактует понятие Бога и ведёт верующих по ложному пути. Одним из ярких примеров критики церкви, исполненной в сатирическом ключе, является произведение Джованни Боккаччо "Декамерон" (по мотивам этого произведения поставлен фильм Позоллини), где можно найти едкую критику нравов и образа жизни католических церковников.

Шестой чертой философии Возрождения является интерес к магии и мистике как средствам постижения Божественных истин. В это время магия и мистика считаются чуть ли не высшими формами научного знания. Во многом такой интерес объясняется столкновением культур Запада и Востока во время крестовых походов. В XIV веке на латинский язык переводятся и становятся чрезвычайно популярными сочинения древних мистиков – Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего), Зороастра и Орфея. Считалось, что Бог передал им тайные истины, а Моисею – законы человеческого общежития. Эти тайны доступны избранным. И сегодня они составляют сокровищницу эзотерического знания. Но в научном мире существует скепсис относительно данного знания. Его относят скорее к антитезе христианства, враждебного последнему. В наше время считается установленным, что сочинения этих авторов были написаны не в древности, а в наше время, например, тексты, приписываемые Гермесу Трисмегисту, относятся примерно ко II – IV векам. "Халдейские оракулы", приписываемые Зороастру, относятся ко II веку. Выражается сомнение в существовании этих авторов в реальности. Гермес – мистическая фигура, несущая на себе отпечаток египетского бога Тота и древнегреческого бога Гермеса.

Зороастром гуманисты называли историческую личность – Зараустру, одного из иранских религиозных реформаторов VII – VI вв. до н.э., но он не имеет никакого отношения к известным в эпоху Возрождения "Халдейским оракулам".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: